Данное событие можно считать историческим, так как принятие на вооружение малайзийскими ВВС российских истребителей будет означать, что контроль воздушного пространства в Юго-Восточной Азии будет осуществляться боевыми машинами, созданными в нашей стране, так как Индонезия также выразила готовность закупать Су-27 и Су-30.
Авторитет еще советских истребителей был традиционно высок в Индии, Китае и Вьетнаме. Первый прорыв на рынок собственно ЮВА произошел в 1994 году, когда подписали контракт на поставку 18 истребителей МиГ-29 в Малайзию. По словам директора аналитического Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, та сделка ознаменовала выход России на новые рынки вооружений и показала, что далеко не все страны в изменившихся политических условиях пойдут в фарватере политики США, ориентируясь на закупку только американского оружия. За прошедшие годы позиции России в мире и в этом регионе планеты лишь окрепли, что подтвердил новый оружейный контракт.
То, что Малайзия остановила свой выбор на истребителе Су-30МКМ, а не стала заниматься модернизацией МиГ-29 (такой вариант также рассматривался), не говорит о том, что "миги" оказались хуже. Свой ближний сектор обороны малайского неба они обеспечивают, а "сушки" придадут ВВС Малайзии, можно сказать, стратегическую мощь. К тому же в ОКБ им. П.О. Сухого еще в период руководства Героя РФ Михаила Симонова была выбрана абсолютно верная концепция: проектирование экспортных машин под конкретного заказчика. Так появился чисто экспортный вариант Су-27, названный Су-30МК (модернизированный коммерческий), к которому стали добавлять третью букву по названию той страны, для которой машина предназначалась: К - китайский вариант, И - индийский. Су-30МКМ - соответственно малайзийский.
Подготовка контракта шла несколько лет. Все это время специалисты из Малайзии очень внимательно изучали опыт поставок и начальной эксплуатации Су-30МКИ в Индии.
В мае министр обороны РФ Сергей Иванов и министр обороны Малайзии Мохаммад Абдул Разак парафировали контракт на поставку 18 Су-30МКМ. Сразу было оговорено, что строить самолеты начнут на Иркутском авиационном производственном объединении (ныне - корпорация "Иркут"), где выполняется и индийский контракт.
Российско-малайзийский контракт показателен тем, что в его подготовке, наверное, впервые в новейшей истории России, активную и консолидированную роль играли все государственные структуры: "Рособоронэкспорт", руководство серийного завода, дирекция АВПК "Сухой", Министерство обороны, Правительство РФ и, наконец, Президент России. Только так и должно идти лоббирование отечественных промышленно-экономических и военно-технических интересов государства на мировом рынке.
Стоит отметить, что Владимир Путин знаком с машинами марки "Су" не понаслышке. Известно, что, являясь Верховным главнокомандующим, наш Президент летал на истребителе Су-27, боевыми возможностями которого остался очень доволен.
В случае выполнения всех контрактов на поставку за рубеж новейших "сушек", через несколько лет в Индии, КНР и странах Юго-Восточной Азии на вооружении будет находиться свыше 500 истребителей, по своим характеристикам вплотную приблизившихся к машинам пятого поколения.