Как это ни странно, но в итоге - выигрывает телезритель, даже тот, который политикой не интересуется, поскольку к предвыборному телесезону руководство каналов готовится особенно тщательно. Чем больше рейтинг той или иной программы (фильма, сериала и т. д.), тем выше стоимость рекламного времени. Первые заявки на победу в рекламном бою будут сделаны уже в конце сентября - на церемонии вручения ежегодной телевизионной премии "ТЭФИ". В разговоре с потенциальным рекламодателем заветная статуэтка становится немаловажным аргументом в пользу размещения рекламы именно на этом канале и именно в этой программе.
В номинации "Информационная программа", по всей видимости, схлестнутся, как и в прошлые годы, ВГТРК и ОРТ. Каналы получали статуэтки "в порядке живой очереди": в позапрошлом сезоне победителем стала программа "Вести", в прошлом - "Время". Правда, в этом году конкуренцию им вполне может составить "новичок" от НТВ - "Страна и мир". Остальные номинанты, такие, как "25-й час. События. Время московское" (ТВЦ), "Новости" безвременно почившего ТВС, "24" с Ольгой Романовой (REN TV) и ряд информационных программ региональных кампаний, по оценке экспертов, являются слишком "авторскими".
Там же, где авторский взгляд является не упущением, а, напротив, определяющим фактором в выборе победителя - (номинация "Информационно-аналитическая программа"), список претендентов этого года выглядит неполным. Излишне скромно повело себя НТВ, отказавшись выставить на конкурс программу "Намедни". Правда, на самом канале "РГ" сообщили, что это было решение ее автора Леонида Парфенова - обладателя трех премий телеакадемии, одну из которых он получил именно за "Намедни" в прошлом году. Чуть ли не впервые среди отсутствующих - Евгений Киселев со своими "Итогами". Тот факт, что ТВС перестал существовать, это объясняет не слишком убедительно. Ведь в других номинациях канал-призрак все-таки выставил свои программы. Традиционно статусным "Временам", "Однако" (ОРТ) и "Вестям недели" с Евгением Ревенко ("Россия") противостоят региональные телеаналитики. И, по крайней мере, количеством они точно берут.
В номинации же "Ведущий информационной программы" столичные журналисты почти не оставили жизненного пространства своим коллегам из регионов. ОРТ выставило практически всех ведущих оптом, а НТВ представляет дуэт: Кирилл Поздняков и Ольга Белова. Только канал "Россия" решил не заставлять соперничать коллег по цеху и ограничился ведущим программы "Вести" Михаилом Антоновым, отличившимся интересными эфирами во время празднования
300-летия Санкт-Петербурга.
Особой остротой в этом году должна отличаться битва за звание лучшего репортера. И все благодаря Джорджу Бушу-младшему. Военная журналистика из-за ситуации в Ираке явно станет той отраслью, в которой и найдутся лучшие с точки зрения репортерского труда. В этой номинации явных фаворитов двое: Анна Райва (ОРТ) и Александр Минаков ("Россия"). На стороне ОРТ столь эффектное сочетание, как женщина и война, а за "Россией" - оперативность, чуть ли не основной критерий репортерской работы. Все-таки Александр Минаков стал первым в мире журналистом, сообщившим о начале боевых действий американцев в Ираке и обеспечившим свой канал ссылками таких информационных монстров, как Би-би-си.
Но гораздо более серьезным испытанием для российских журналистов стала не война в Ираке, а захват театрального центра на Дубровке, так что основное соперничество в номинации "Журналистское расследование" развернется между ТВЦ ("Наша версия под грифом "Секретно" - "Post. "Норд-Ост") и "Россией" (авторская программа Аркадия Мамонтова "Испытание" из цикла "Специальный корреспондент"). Телеакадемикам придется нелегко: обе программы стали заметным явлением в прошедшем телесезоне. Однако программа Аркадия Мамонтова выгодно отличается от своего конкурента оперативными съемками ФСБ. И хотя государственному каналу подобные кадры даются легче, чем коллегам с других каналов, телезрителю абсолютно все равно, каким способом добыт тот или иной эксклюзивный материал. Именно поэтому Мамонтов в этой номинации - явный фаворит.
Особенно урожайным прошедший сезон был на теледокументалистику. Телеакадемикам пришлось отсмотреть 70 работ. В этой номинации хорошие шансы уесть столичных коллег имеют региональные телекомпании. Хотя им и противостоит такая серьезная компания, как Леонид Парфенов с "Александром Вторым" из цикла "Российская империя" и "Команданте Че" (НТВ) и создатели фильма "Георгий Жженов. Русский крест" ("Россия").
Собственно, на этом вся политика на каналах и "ТЭФИ" заканчивается. Все остальное в предвыборный телесезон - ее обрамление. И от того, насколько качественно сделана рама для политической картины, во многом зависит, будет ли телезритель вместе с этой рамой покупать политпейзаж. В качестве приманки выступают и музыкальные программы, и художественные фильмы, и ставшее уже чисто российским такое импортное явление, как сериал.
Если бы "Россия" попридержала трансляцию сериалов "Идиот" и "Бригада" до начала предвыборной кампании, то партия, вклинившая свою рекламу в историю князя Мышкина или Саши Белого, обеспечила бы себе существенный прирост рейтинга. Не заставляя конкурировать между собой два самых успешных, по оценкам критиков, телепроекта года, канал "Россия" развел их по разным номинациям, о чем наша газета писала несколько дней назад.
Впрочем, "Россия" все-таки отступила от собственного правила не сталкивать лбами своих людей в одной номинации. Владимир Бортко ("Идиот") и Алексей Сидоров ("Бригада") оказались в одном списке претендентов на звание лучшего режиссера года. Хорошо еще, что продюсер у обоих сериалов оказался один и тот же - Валерий Тодоровский. Несмотря на то, что в номинации "Лучший продюсер" он соседствует с такими телетяжеловесами, как Александр Файфман, Татьяна Фонина, Александр Бондарев ("Фабрика звезд-2", ОРТ) и Александр Любимов, Сергей Кушнерев, Лариса Синельщикова и Константин Эрнст ("Последний герой-3", ОРТ), достижения Тодоровского в прошедшем сезоне уже неоднократно отмечались как специалистами, так и телезрителями. Рейтинги продюсируемых им проектов имели сами высокие значения в уходящем году.