Задача крайне сложная и трудная. Пока прежнее руководство Чечни делало все возможное для разрыва связей с РФ, в России происходили кардинальные изменения политического и экономического характера. В ЧР вообще не было приватизации, не развивался нормальный бизнес, отсутствовали предпосылки для появления рыночной инфраструктуры. Главное, что происходило в экономической сфере, - тотальная криминализация.
Нужно также принять во внимание, что за последние три года в рамках восстановительных работ потраченные ресурсы зачастую оказывались несоизмеримыми с результатами их использования. По некоторым экспертным оценкам, не менее 50 процентов ресурсов израсходованы не на стабилизацию, а на решение проблем, возникающих в процессе стабилизации от неверно выбранных приоритетов, некомпетентности, изъянов в системе управления и т.д.
Если мы признаем факт глубокого кризиса экономики ЧР, то, по логике дальнейшего выхода из него, должны следовать действия антикризисного характера с расстановкой соответствующих приоритетов хозяйственного развития. Остановлюсь лишь на некоторых, на мой взгляд, наиболее актуальных мерах и приоритетах.
Целесообразно обратить самое серьезное внимание на установление льготных правил на определенный срок (до 5 лет) для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории республики. Размеры льгот и их виды утверждаются совместным решением правительств Российской Федерации и ЧР.
Создавая льготную базу и гарантируя, что правила игры не будут меняться в течение фиксированного отрезка времени, федеральная и республиканская власти обеспечат мощный стимул для подъема экономики. Для этого необходимо разработать такую малость взаимодействия власти и бизнеса в ЧР, по которой взаимоотношение или уровень ожидаемой прибыли инвестора был бы адекватен его инвестиционному риску в бизнес-проектах.
Для преодоления антикризисных явлений в экономике необходимо модернизировать систему, в том числе за счет усиления основных органов, прежде всего правительства ЧР, и ликвидации явно ненужных структур. Соответственно, легче наладить контроль и обеспечить ответственность за принятие и реализацию решений.
Напомню, что в советский период в республике приоритетными являлись топливно-энергетический, агропромышленный и строительный комплексы. Среди них лидирующую роль играл ТЭК. Ввиду имеющихся запасов углеводородов и происшедших за последние годы инфраструктурных изменений нужно трезво оценивать перспективы удельного веса нефтехимической отрасли - во всяком случае перспективы возвращения ее доминирующей роли.
Что касается реформирования агропромышленного комплекса (АПК), то ключевой вопрос - постепенная трансформация бывшей колхозно-совхозной системы в семейные и общинные фермерские хозяйства и развитие на этой основе широкой сети небольших перерабатывающих производств. Сельхозпроизводителям ЧР, особенно в период становления, необходимо обеспечить поддержку государства через различного рода дотации и закупки, кредитование приобретения машин и оборудования, ГСМ, семян и удобрений. Для этих целей целесообразно создать Народный сельскохозяйственный банк. При этом реформирование не должно быть поспешным, а должно встретить поддержку населения.
Еще одной приоритетной задачей представляется восстановление всей инфраструктуры строительного комплекса ЧР. Тенденцию завоза широкого ассортимента строительных материалов, вплоть до кирпича, которая до недавнего времени была вполне естественной, следует переломить. Нужно существенно повышать долю участия в работах местных строительных организаций, а также строительных материалов местного производства.
Восстановление комплекса будет способствовать возникновению новых сопутствующих, сервисных, посреднических, транспортных организаций, производств, фирм и т.д. Возрастет количество малых и средних предприятий по всем видам строительно-монтажных работ и по производству строительно-отделочных материалов.
Также необходимо восстановить некогда мощную базу по производству сыпучих и инертных материалов, добыче и обработке отделочных материалов (мрамор, гипс, известь). Отдельная тема - Чириюртовский цементный завод, который требует восстановления ударными темпами.
Явно недостаточно внимания уделяется вопросу развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Нужна отдельная программа, а также создание в структуре правительства ЧР министерства по делам МСП. Как известно, этот вид бизнеса хорошо сочетается с ментальностью и национальными особенностями, укладом жизни чеченцев.
На первом этапе осуществления программы необходимо обеспечить создание максимально простой и удобной нормативно-правовой базы при снижении административного регулирования хозяйственной деятельности, а также привлекательной льготной базы с учетом наличия общефедеральной нормативно-правовой базы.
Также целесообразно создание лизинговых компаний на базе отраслевого принципа. В рамках этого направления приоритетными могут быть компании по лизингу оборудования для производства строительных материалов.
Различные льготы республиканского уровня для МСП нужно применять в зависимости от того, какая продукция или услуги остро необходимы для восстановительных работ.
Для облегчения доступа малого и среднего бизнеса к услугам информационно-правового обеспечения, обучения и помощи в создании и развитии предпринимательства необходимо уже сейчас начинать расширенное образование центров МСП, бизнес-центров.
Сейчас одна из самых главных, в том числе политических задач - трудоустройство населения, а также возвращение в республику квалифицированных кадров. Безработица остается крайне болезненной проблемой. Вектор настроений жителей Чечни меняется - люди хотят вернуться к созидательному труду.
Федеральный центр оказывает значительную социальную и гуманитарную поддержку республике, выплачивает пенсии и пособия, готовится к выплате компенсаций за разрушенное жилье и утерянное имущество. Все это правильно и своевременно.
Дальнейшая реализация Федеральной целевой программы восстановления экономики ЧР должна быть скорректирована и дополнена системными разработками для решения проблемы на основе сбалансированного учета существующих объемов трудовых ресурсов и предельную емкость рынка труда, которую в состоянии обеспечить экономика Чечни.
Наряду с объемами капвложений, сдачей в эксплуатацию жилья и производственных корпусов, ЖКХ и транспортной инфраструктуры в Федеральной программе данные о повышении уровня занятости населения должны занять приоритетное место.
В законченном виде корректировка программы должна содержать количественные и качественные данные состояния рынка труда республики, перспективы и способы решения проблемы. Только в этом случае можно будет говорить о целенаправленной и эффективной работе по увеличению занятости населения ЧР.