- Александр Николаевич, вы считаете, что теперь позиции Госдумы прочны? Участь расстрельного Верховного Совета - кстати, скоро десятилетняя годовщина тех событий - ее минует?
- Уверен. И эта уверенность связана прежде всего с конструктивной и позитивной политикой Президента России по отношению к парламенту. Думу второго созыва Борис Ельцин, не задумываясь, "разменял" бы на любого министра. Помните, как в недавнем прошлом одергивал депутатов: "Смотрите, сидите тихо, не то разгоню!". И пресса в то время была откровенно ориентирована на дискредитацию парламента. В таких условиях очень сложно было принимать законы, которые могли бы двигать вперед и экономику, и социальные программы государства. Сегодня подобного противостояния исполнительной и законодательной власти нет. Большинство депутатов Государственной Думы работают в тесном контакте с администрацией Президента, поддерживают политику нынешнего главы государства. Стали регулярными встречи Владимира Путина с лидерами фракций, с руководством Государственной Думы, идет сверка часов. Это дает возможность представителям разных политических сил, представленных в Думе, выразить свою позицию Президенту напрямую, глаза в глаза. А отсюда, наверное, другое восприятие парламента обществом. Пусть только 10-11 процентов российских граждан, судя по опросам общественного мнения, доверяют парламенту - немного, конечно, но все-таки рейтинг Федерального Собрания в последнее время растет. Не так быстро, как хотелось бы. Но этому есть свое объяснение - власть пока не может обеспечить народу достойную жизнь. А виновных он ищет среди своих избранников, которым доверил защищать народные интересы.
- Можно сказать, что российский парламент за эти десять лет состоялся?
- Действительно состоялся. Десять лет - подтверждение тому. Мы смогли создать законодательную базу, правовую основу нового демократического государства. И пусть не так много законов в стране - около двух тысяч принятых и действующих, но они уже не оставляют оснований для указного права. Кстати, 75 процентов законов, принятых Государственной Думой в 1995-2003 годах, вступили в законную силу. Этот показатель гораздо выше, чем у Конгресса США. Мне кажется, что особенно эффективной была Дума третьего созыва. Именно в эти годы были приняты законы, которые доказывают - мы стоим на правильном пути.
- Но у депутатов-старожилов, которые в Думе с того самого декабря 1993 года, а некоторые из них прежде были и в Верховном Совете, несколько иное мнение. Они считают, что нынешняя Дума, по сравнению с прежними, потеряла свою самостоятельность, стала полностью карманной...
- Действительно, в странах с развитой демократией парламенты находятся, как правило, в оппозиции правительствам, президентам. Для нас это пока непозволительная роскошь - мы слишком много потеряли времени зря. Поэтому люди считают, что если сегодняшний парламент не поможет Президенту, то никакой уже - ни завтрашний, ни послезавтрашний - этого сделать просто не сможет, поздно будет. Нас обходят все - даже государства, которые прежде находились во второй сотне. А мы сегодня счастливы тем, что по уровню внутреннего продукта соперничаем с Танзанией или Португалией. Видите, как низко упала планка наших притязаний - и государственных, и человеческих. Если бы мы не поддерживали законопроекты о земле, по налоговой политике, по пенсионной реформе, по судебной и другие, внесенные в Госдуму Президентом и Правительством, через три-четыре года мы бы уже безвозвратно опоздали. Наши законы ведь и так едва поспевают за жизнью. Представьте себе, насколько замедлится процесс законотворчества, если мы опять вступим в конфронтацию.
- Тем не менее - чем ближе к выборам, тем чаще депутаты критикуют Правительство, в том числе и депутаты так называемых пропрезидентских, проправительственных фракций...
- Но должны же народные избранники иметь свое достоинство. Если в Госдуму поступают законопроекты сырые, некачественные или ущемляющие социальные и политические права граждан, депутаты обязаны указать на их недостатки, скорректировать, доработать независимо от того, предвыборная пора на нашем политическом дворе или межсезонье. Это дело депутатской чести.
- И все-таки нынешняя Дума по-прежнему много работает "на корзину". Почему столько брака?
- Меньше всего в этом виноваты депутаты. Дело в том, что Конституция установила 723 субъекта права законодательной инициативы, и они, пользуясь этим правом, ежегодно вносят в Госдуму около 900 законопроектов. Объем принимаемых к рассмотрению законодательных инициатив примерно вдвое превышает "пропускную способность" палаты. Кстати, каждая вторая законодательная инициатива принадлежит депутатам. На долю Президента и Правительства соответственно приходится 7 и 23 процента. В других странах это соотношение иное. В Германии, к примеру, 60 процентов законопроектов приходится на долю Правительства.
- Александр Николаевич, но уже в конце декабря, после очередных парламентских выборов, некоторые нынешние депутаты станут безработными и будут озабочены трудоустройством. Многие из них не захотят покидать ни думских стен, ни служебных квартир. Вы сможете найти им место в аппарате?
- Возможно, немного мест найдем. Хотя это будет непросто. За последний год у нас в три раза сократилось число увольняющихся из аппарата. Люди, видимо, почувствовали более уважительное отношение к себе. А я всегда считал, что госслужащему, работающему на государство, государство должно платить и заботой, и любовью. Ведь наши сотрудники, когда идут сложные законопроекты, не знают выходных, работают допоздна, иногда и ночь, чтобы к утру дать взвешенное, корректное заключение на законопроект.