Жителю Москвы не нужно объяснять, что такое турникет: к подобным устройствам в метро и на вокзалах давно уже привыкли. Однако с турникетами в автобусах пока хорошо знакомы только жители Зеленограда. Два года назад здесь начался эксперимент по введению так называемой автоматизированной системы оплаты проезда.
Московское правительство преследовало две цели: учесть объемы перевозок льготных категорий пассажиров и повысить собираемость платы за проезд. Заодно предстояло помочь транспортникам, учитывая, в каком тяжелом положении находился тогда Зеленоградский автокомбинат. Автобусный парк был изношен на 57 процентов, рейсы не выполнялись даже на треть, а водителей работало вдвое меньше, чем нужно.
Летом 2001 года автобусы сначала одного, а затем всех остальных зеленоградских маршрутов были оборудованы турникетом и валидатором - считывающим устройством. На остановках и у водителей стали продаваться проездные билеты с магнитной полосой, а льготникам в нескольких специально установленных пунктах стали выдавать бесплатные билеты. Вход в автобус был установлен строго через переднюю дверь.
Новшество, мягко говоря, не понравилось населению. Петиции с требованиями "немедленно прекратить эксперименты над трудовым народом" сыпались на головы городских властей без счета. Зеленоградцы жаловались на большие очереди при посадке в транспорт, на неудобные проходы в автобусах. Считывающее устройство часто отказывало, проездные билеты "жевались". Если добавить к этому по-прежнему большие интервалы в движении автобусов и сложности получения льготных билетов, то выходило, что если эксперимент кому-то и нужен, то уж точно не пассажирам.
Но уже через месяц-другой оказалось, что далеко не все так плохо и не все зеленоградцы настроены против турникетов: зайцев стало ездить значительно меньше, да и число автобусов на маршруте постепенно прибавляется. Финансовую сторону эксперимента власти вообще признали удачной: выручка за последние полтора года увеличилась в 2,5 раза и составляет в среднем около шести миллионов рублей в месяц. Удалось полностью обновить автопарк и увеличить зарплату водителям до 10 тысяч рублей, приостановив тем самым их повальный уход с комбината.
Благодаря системе автоматического контроля появилась информация о том, сколько билетов продается и предъявляется к оплате, сколько в городе льготников, сколько пассажиров какой маршрут перевозит за сутки. На ее основе в городе разрабатывается схема оптимизации движения транспорта.
Причем вряд ли дело ограничится автобусами, турникеты вполне могут появиться в троллейбусах и трамваях. Автоматические системы контроля уже установлены на нескольких маршрутах в Солнцеве.
Их введение будет продолжено до конца года. Автоматами будут оснащены маршруты, связывающие Солнцево и Внуково с Теплым Станом, Беляевом, проспектом Вернадского, Калужской улицей.
Проблему увеличения времени на посадку транспортники собираются решить за счет выделения дополнительного транспорта. К примеру, на 707-м маршруте дополнительно пущены 5 автобусов.
Конечно, в многолюдной столице вход в автобус строго по одному, по очереди может вызвать дополнительные трудности. Но зеленоградцы к этому привыкли - придется привыкать и москвичам.