Но основной акцент сделан на редчайшей подборке картин Сергея Калмыкова - художника, сочетавшего в своем стиле приверженность к экспериментам в цвете и пластике с наивной восторженностью перед мистикой и фантасмагориями.
Началу крупнейшей коллекции русского искусства первой трети XX века в Алма-Ате положила счастливая случайность: в 1935 году сюда на торжества, посвященные 15-летию молодой советской республики, привезли немало полотен русских художников, составивших золотые страницы истории искусства.
Тогдашняя выставка в музее имени Абылхана Кастеева стала точкой отсчета в создании одной из интереснейших коллекций авангарда.
Через год Третьяковка присылает в Алма-Ату уникальную подборку работ художников. Так в собрании музея оказались рисунки Чекрыгина, полотна Кончаловского и знаменитая "Беспредметная композиция" Ольги Розановой. Розанова - одна из "амазонок" русского авангарда, автор манифеста "Союза молодежи", была почитаема и на Западе. Лет пять назад в Ганновере выставляли ее работу, названную так же, как и в собрании в Алма-Ате, но та "Беспредметная композиция" оказалась подделкой.
В 50-х в музее решили сделать упор на собирательстве произведений авангардистов, в том числе и членов "Бубнового валета": Лентулова, Машкова, Кончаловского, Фалька, Редько. Коллекция расширялась, и о ней знали далеко за пределами Казахстана. Вдова художника Редько передала большую коллекцию картин своего мужа в музей, подавляющее большинство из них - бесплатно.
В 1967 году после смерти Сергея Калмыкова сюда же поступает более тысячи его работ, поэтому собрание алма-атинского музея в своем роде уникально - где еще можно увидеть такое количество полотен и графических листов этого мастера? Калмыков стоял чуть в стороне от всех "измов" искусства: на его полотнах странные персонажи живут наивно-прекрасной жизнью прачеловеков, ангелов и фей.
Он разрывал пространства и экспериментировал с плоскостями, будучи при этом рыцарем странного королевства, которого нет ни на одной карте мира. Калмыков - свидетель грез тех своих современников, кто существовал в одном (великом и страшном) времени, а мыслил и творил в другом...
Сотрудники музея бережно реставрировали все наследие мастера, включая даже его наброски на оберточной бумаге и обрывках географических карт... Сегодня в Петербурге заново знакомятся с наследием этого удивительного художника.