Как сообщил "РГ" президент Федерации авиационных диспетчеров России, вчера профсоюзы и федеральное унитарное предприятие "Госкорпорация по организации воздушного движения" подписали соглашение, которое вполне устраивает мятежных авиадиспетчеров.
На сей раз их взволновала реорганизация, начавшаяся в Госкорпорации весной этого года.
По новому закону все ее дочерние предприятия к 15 сентября потеряют статус юридических лиц и станут обычными филиалами. "С одной стороны, это правильно, - замечает вице-президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД) Юрий Фарисей. - Повысится финансовая прозрачность компании, упростится процедура контроля.
Но, с другой стороны, теряли силу прежние коллективные договора. И руководители предприятий до заключения новых стали вводить локальные нормативные акты. Однако в переговорах можно было просидеть долго. И мы опасались, что не уложимся в те три месяца, отпущенных нам законом. Тогда диспетчеры могли потерять свои социальные льготы. Что и начало происходить". По словам Юрия Фарисея, в некоторых организациях решили продолжительность отпуска рассчитывать от интенсивности воздушного движения в данном районе. А такой фактор, как сложность, во внимание не брали. Не все было ясно и со статусом "вредности". Раньше существовал список профессий с вредными условиями труда. И те, кто в него попадал, получали определенные льготы. С вступлением в силу нового Трудового кодекса потребовалось утвердить новый список таких профессий. Но эта работа так и не сделана. "Кстати, в такой законодательный вакуум попали не только мы, но и, например, шахтеры, сталевары. Вот профсоюзы и требовали заключить соглашение, чтобы старые коллективные договора действовали до подписания новых". И, как видим, своего добились.
Кроме того, как сказал корреспонденту "РГ" первый заместитель министра транспорта - руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько, за первое полугодие 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заработная плата работников, занятых в управлении воздушным движением, повысилась в среднем на 50 процентов, в том числе в июне - на 10 процентов. И сейчас составляет примерно 19,5 тысячи рублей в месяц. Это при том, что средняя зарплата по России - чуть более пяти тысяч рублей.
Мы встретились с Александром Васильевичем рано утром, задолго до завершения переговоров, чтобы прояснить позицию Минтранса в этом конфликте. "В декабре прошлого года, когда состоялась первая массовая акция протеста в виде голодовки, было подписано соглашение между представителями профсоюзов и работодателем - Государственной корпорацией по организации воздушного движения, - сообщил Александр Нерадько. - Наша служба принимала в этих переговорах активное участие. Мало того, мы взяли на себя обязательство увеличить доходную часть предприятий организации воздушного движения, чтобы появилась возможность выполнить требования профсоюзов и увеличить зарплату авиадиспетчерам. Хотя понимали, что сделать это будет нелегко. После событий 11 сентября авиаперевозки резко сократились, и мы тогда не знали, что в связи с войной в Ираке и распространением атипичной пневмонии ситуация станет еще более напряженной. Последнее время ежемесячно мы недополучали примерно 2,5 миллиона долларов. И только в июле тенденция изменилась. Тем не менее все свои обязательства Государственная служба гражданской авиации выполнила".
Например, в апреле были сняты ограничения на полеты иностранных грузовых самолетов над территорией России. И сегодня такой возможностью уже воспользовались четыре авиакомпании. В перспективе это принесет десятки миллионов долларов дохода. Продолжилась поэтапная отмена преференций (пониженные ставки сборов за аэронавигационное обслуживание), которые существовали для "Аэрофлота" и нескольких иностранных компаний. "Кроме того, - продолжил разговор Александр Нерадько, - мы приступили к ликвидации дебиторской задолженности за аэронавигационное обслуживание. Накопилась она в основном в 1996-1999 годы. Например, авиакомпании Азербайджана были должны нам 3 миллиона долларов, Армении - 2,68 миллиона, Грузии - 3,658 миллиона, Казахстана - 5,515 миллиона. И чтобы взыскать эти долги, приходилось выходить на самый высокий политический уровень. Ведь раньше эта задолженность не взыскивалась, а "урегулировалась".
Из кабинета замминистра мы прямиком направились в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров России. Там очень удивились, когда узнали, что, оказывается, авиадиспетчеры в среднем получают 19 тысяч рублей в месяц. "Может быть, если взять заработную плату руководителей и диспетчеров, так и получится, - рассудил Юрий Фарисей. - Но, например, диспетчер третьего класса, молодой человек, окончивший высшее учебное заведение, максимум получает 4,5 тысячи рублей. Да я сам 22 года проработал, а имею всего 12,5 тысячи. Они, наверное, учитывают северные коэффициенты. С ними, действительно, до 25 тысяч рублей может набежать".
Так что вопрос с зарплатой остается открытым. "Мы его пока на время отложили", - сказал президент ФПАД России Сергей Ковалев, отправляясь на заседание согласительной комиссии. Ради любопытства мы попытались выяснить, что скрывалось за кодовым названием отмененной теперь уже акции протеста - "работа по правилам". Нам долго объясняли про восьмичасовой рабочий день, про 20-минутные перерывы через каждые два часа. "Но вы же понимаете, что никто небо бесхозным никогда не бросит, - успокоил Сергей Ковалев. - И аварий мы не допустим". А потом вдруг неожиданно рассказал, как в прошлом году в Сургуте 43 авиадиспетчера одновременно взяли больничные листы.
"Голодовку нам объявлять запретили, - продолжил разговор Сергей Ковалев. - 7 июля 2003 года в Минюсте зарегистрирована поправка в федеральное авиационное правило, которая возлагает на диспетчеров ответственность за нарушение режима питания. Здесь власть оперативно сработала. Но и мы не лыком шиты. Никто не собирался сообщать, что он голодает. Просто заявили бы, что участвуем в акции протеста, а в какой форме - никого не касается. И пусть медицинские работники сами устанавливают, отчего ухудшилось здоровье авиадиспетчеров".
Когда в небе возникает критическая ситуация, то на экране радара появляется множество красных точек. Когда все спокойно, они становятся зелеными. В требованиях профсоюзов есть свой резон. Особенно когда они говорят, что средний возраст авиадиспетчеров приближается к пенсионному, а молодежь обходит эту профессию стороной. И бороться за благосостояние работников службы организации воздушного движения, безусловно, необходимо. Но будем надеяться, что и впредь удастся находить компромисс без голодовок, пусть даже и скрытых.
Досье "РГ"
За повышение заработной платы авиадиспетчеры борются с 1998 года, когда дефолт в четыре раза сократил их доходы в долларовом эквиваленте. Пока им удалось лишь частично "отбить" текущую индексацию зарплат в связи с ростом инфляции. Но докризисных показателей они так и не добились.
Что отстояли авиадиспетчеры?
Дополнительный отпуск в размере 42 календарных дней.
Один раз в год оплату авиабилета в оба конца во время отпуска.
50-процентную скидку на авиабилет одному члену семьи.
Бесплатное санаторно-курортное лечение.
Выход на пенсию по льготному списку: мужчины - в 50 лет, женщины - в 45.
Льготы в связи с вредными условиями труда.