Первым делом - самолеты
Человек всегда стремился в небо. Что его туда тянет, непонятно, но доподлинно известно, что всякий, кто хоть раз в жизни совершил самостоятельный полет, не забывает о своих впечатлениях никогда. Для туризма и активного отдыха все более популярными становятся сверхлегкие самолеты и вертолеты. Сейчас у нас без труда можно купить как импортные, так и отечественные летательные аппараты. Типичный "аэроплан для отдыха" - это двухместный моноплан с открытой кабиной, сдвоенным управлением, оборудованный минимумом самых необходимых приборов. Мощность двигателя - от 50 до 150 л.с. Крейсерская скорость - около 100 км/ч, дальность полета - до 600 км. Примерная цена самых простых моделей - 18-19 тысяч долларов.
Но самым массовым авиационным развлечением в мире сейчас стали полеты на тепловых аэростатах, в просторечье - воздушных шарах. Они привлекают своей доступностью и внешней простотой. Оболочка, подвеска, корзина, большая газовая горелка и простейшее навигационное оборудование - вот и вся техника.
- Для взлета нужны небольшая площадка примерно 50 на 50 метров и тихая, безветренная погода, так, чтобы скорость ветра не превышала пяти метров с секунду, - рассказывает пилот аэростата Валерий Звягин. - Полет на шаре может продолжаться до шести часов. Это зависит от емкости газового баллона для горелки, погоды и мастерства пилота.
Тепловой аэростат является в соответствии с Воздушным кодексом России воздушным судном. А значит, его нужно обязательно регистрировать, а полеты можно проводить лишь в специально отведенных районах. В Московской области, например, можно летать в Истринском районе. По крайней мере один из членов экипажа должен иметь соответствующую квалификацию и удостоверение пилота.
Обучение обойдется в две-две с половиной тысячи долларов. Шар с оболочкой из отечественного материала стоит 15-17 тысяч, а из импортного - 22-27 тысяч и даже дороже.
- Аэростат не занимает много места, - продолжает Валерий Звягин. - Для перевозки к месту старта хватит легковой машины с прицепом. Лучше, правда, использовать джип, поскольку частенько аэростаты садятся не на поле у дороги, а плюхаются где-нибудь в болото.
Человек с пропеллером
С южных курортов к нам завезли увлечение полетами на парашютах и парапланах. Летают на них за буксировщиком, чаще всего за катером, идущим со скоростью около 30-40 км/ч. Здесь важны квалификация и взаимопонимание пилота и водителя катера. Катер должен идти без рывков, резкие повороты могут привести к раскачиванию парашютиста и даже к падению. Можно летать и за автомобилем или мотоциклом, однако новичкам от таких полетов лучше воздержаться: одно дело падать в воду, другое - на землю. Впрочем, такие развлечения можно у нас в стране найти разве что на морском побережье, стоит один полет около 30 долларов.
Полеты на парапланах "демократичнее". Во-первых, параплан умеет летать самостоятельно, достаточно только поднять его в воздух, а дальше все зависит от искусства пилота и погоды. Для взлета можно использовать специальные скоростные лебедки, которые есть почти во всех парапланерных клубах. А опытные парапланеристы умеют взлетать, дождавшись порыва встречного ветра.
Закрепленный за спиной парапланериста небольшой мотор с пропеллером превращает его в Карлсона. С этой штукой можно летать даже в абсолютный штиль. Емкости топливного бака хватает в среднем на полтора-два часа полета. Далеко на параплане не улетишь, но в радиусе нескольких километров в тихую погоду (при ветре не более 5 м/с) летать можно.
- На параплане можно путешествовать и вдвоем, - рассказывает пилот-инструктор Михаил Козьмин. - Полеты на спарке мы используем для того, чтобы просто покатать желающих и чтобы определить, способен ли новый ученик к полетам, не боится ли высоты, насколько хороша у него координация движений. Да и сам ученик после первого полета может лучше понять, нужна ли ему эта затея.
Стоит современный новый параплан от двух до десяти тысяч долларов. По утверждению многих профессиональных спортсменов, отечественные парапланы по аэродинамическим характеристикам лучше импортных. Мотор для параплана (пропеллер, топливный бак, подвесная система и в некоторых случаях спасательный парашют) стоит от двух до десяти тысяч "зеленых". Все то же самое, только слегка подержанное можно купить дешевле в четыре-пять раз. Но совершать такую покупку нужно только с опытным специалистом и только после освидетельствования техники в аэроклубе или парапланерном клубе, имеющем испытательное оборудование и специалистов.
Не менее увлекательны полеты на дельтапланах. Хитроумные авиаторы приспособили моторы и сюда. Теперь они стали едва ли не популярнее своих безмоторных "родителей". Стоят мотодельтапланы в пределах 10-18 тысяч долларов. Для хранения аппарата нужны стеллаж длиной около шести метров и площадка размером два на три метра тележки. Крейсерская скорость аппарата - около 90 км/ч, а средняя дальность полета обычно не превышает 200 км.
Еще не так давно пилоты дельтапланов, МДП и сверхлегких самолетов отправлялись в полет, не имея парашютов. В последнее время начали выпускать специальные парашютные системы, которые позволяют спустить на парашюте не только пилота, но и весь аппарат целиком. Есть системы, позволяющие покидать летательный аппарат с очень малых высот.
Учеба и формальности
- Сейчас существует несколько клубов, где за сравнительно небольшие деньги можно научиться пилотировать самолет и получить соответствующий документ, - рассказывает летчик-инструктор Александр Анохин. - За 40 летных часов любители приобретают необходимые навыки пилотирования. Примерная стоимость курса обучения - от полутора до восьми тысяч долларов, в зависимости от типа самолета. На сверхлегкие самолеты типа "Авиатики" или "Марафона" цена пониже, на самолеты типа Як-18Т или Ил-103 - повыше, на реактивные - еще выше.
Купленный самолет можно держать практически на любом ближайшем аэродроме, нужно только заключить договор на его обслуживание. Заявка на производство полета подается за сутки до вылета в диспетчерскую службу аэродрома. Если хотите путешествовать, то нужно подать заявку с указанием маршрута и сроков полетов. Несмотря на то, что воздушное пространство нашей страны не является открытым, сложностей с получением разрешений на полет на законно зарегистрированном летательном аппарате, как правило, не возникает.
Тем временем
Вчера под Курском потерпел катастрофу одноместный учебно-тренировочный самолет Як-55, принадлежавший российскому обществу спортивно-технических организаций. Экипаж совершал полет в рамках подготовки к воздушному празднику. Представитель МЧС сообщил, что на высоте 200 метров самолет внезапно вошел в штопор, упал на землю и разбился. Погиб пилот - замначальника Курского отделения РОСТО Валентин Мотовецкий.