- На мой взгляд, причиной столь серьезного конфликта стала наша режиссерская неопытность. Наверное, нельзя было подписывать контракт, по которому ты гарантируешь кредитору возврат всех денег, рассчитывая на окупаемость в кинопрокате. Тем более ошибкой было поступить так тогда, когда выпустившая фильм студия "Вера" несколько лет назад брала кредит - ведь в то время качественных кинотеатров в России было в три раза меньше, чем теперь. Думаю, что сегодня уже можно было бы рассчитывать на растущий интерес зрителя к нашему кино, тогда же это было опасно: на картину тратили миллионов десять долларов, а сборы от проката составили в лучшем случае тысяч триста. Цифры несопоставимые.
- А что было делать Панфилову, который готовился к этому проекту еще с 70-х? Ждать, пока построят кинотеатры?
- Конечно, ситуация сложилась унизительная и оскорбительная для режиссера. Но можно понять и кредитора, давшего деньги на определенный срок и под гарантии возврата, но не получившего ничего. Я вообще считаю, что картина "Венценосная семья" могла бы получить "Оскара", если бы была правильно и вовремя представлена в Американскую киноакадемию. Я не знаю, почему ничего для этого не сделали те, кто мог бы помочь картине, - в том числе наше Министерство культуры. Тогда вопрос терроризма в Америке стал очень актуален, а убийство царской семьи - чистейшей воды террор. Убежден, что на гребне внимания к этой теме фильм мог быть номинирован на "Оскар" и даже получить его. И у картины была бы совершенно другая судьба! Но, как говорил Пушкин, "до чего же мы, русские, ленивы и нелюбопытны"... Наша необученность в продвижении картины, отсутствие напористости - все это сыграло свою роль. Панфилов - интеллигентнейший человек и, похоже, предполагает, что фильм должны смотреть, потому что он сделан честно и сделан большим художником. Торговать билетами и рассказывать о фильме, зазывая зрителя в залы - не его дело. А вот для продюсеров раскрутка, продвижение картины, получение прибыли - непосредственная задача. Убежден, что фильм Панфилова, раскрученный в США на "Оскаре", мог бы собрать хорошие деньги если не в России, то в Европе уж точно.
- Получается, что просто упустили шанс?
- Я не уверен, что на этом судьба фильма "Романовы" заканчивается. Ведь Глеб снял потрясающую картину! Я смотрел ее три раза, причем однажды стоя - при показе ее в Италии в зале не было свободных мест. Казалось бы - ведь уже видел фильм от начала до конца, но вот заглянул в зал и не смог оторваться, простоял завороженным все два часа. Тогда меня Панфилов потерял - ждал возле кинотеатра, а я не мог уйти, все смотрел и смотрел... Это замечательная картина и, думаю, она еще не отработала свое. Есть такие мины замедленного действия. Трагедия царской семьи уже записана в скрижали истории, а фильм Панфилова настолько пронзителен, что его судьба не может не состояться. Все это грустно: думаю, будь такая картина снята где-нибудь в Финляндии, ее автор уже стал бы президентом страны. Потому что они ценят свои таланты, умеют раскручивать и поддерживать своих. А у нас ее во многом восприняли как классическую ленту старейшины нашего кино. Глубочайшая ошибка! Эта работа Глеба Панфилова - "долгоиграющая", у нее впереди должна быть блестящая судьба.