На днях Центральная избирательная комиссия собирается провести презентацию брошюры "Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы". Ее текст оказался в редакции "РГ".
Автором данного издания стал член ЦИК России Сергей Большаков, а в роли ответственного редактора попробовал себя глава Центризбиркома Александр Вешняков. Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что просто пылиться на полках книга вряд ли будет. "Авторский коллектив надеется, что брошюра будет полезна организаторам выборов (членам избирательных комиссий всех уровней), представителям организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, политическим партиям, иным общественным объединениям, а также будущим кандидатам и избирателям", - говорится в предисловии к изданию.
Первоначально планировалось, что вопросов будет 100. Однако спросить было о чем, поэтому и ответов оказалось на 12 больше. Впервые публично об идее подготовки такой брошюры Вешняков сообщил 17 марта 2003 года на конференции "СМИ накануне выборов: по доброй воле и новому закону". Было очевидно, что сколько бы раз члены ЦИК ни встречались с журналистами, все равно всем и все о нововведениях в федеральное законодательство, так или иначе связанных с практикой выборов, не расскажешь и не разъяснишь. Задумка напечатать брошюру появилась очень кстати. СМИ, начавшие было гнать информационную волну, на время успокоились и стали ждать презентации издания.
А разъяснять действительно есть что. За последние несколько лет принят целый пакет законов (в том числе о политических партиях, о выборах Президента и депутатов Государственной Думы, а также об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ). Все они так или иначе связаны не только с самим правом россиян на выбор, но и с работой журналистов.
Саму брошюру можно будет "полистать" скорее всего уже в начале следующей недели (сейчас идут последние сверки). Для многих она, быть может, станет практически настольной книгой. А пока "РГ" публикует несколько вопросов и ответов из нее:
Как отграничить информационные материалы от агитационных?
При отграничении информационных материалов от агитационных будет рассматриваться вопрос, содержат ли материалы средства массовой информации признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и проводится ли она в формах, указанных в п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях, а также соблюдены ли в них принципы информирования избирателей (п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях).
Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Именно соблюдение этого принципа позволяет считать какой-либо материал, размещенный в СМИ, информационным. Нарушение указанных принципов может повлечь за собой признание материала агитационным. К примеру, если информация о политической партии, избирательном блоке, кандидате является объективной, достоверной, но систематически подается односторонне, с целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо одного кандидата, какую-либо одну партию или один блок, в то время как сведения о других политических партиях, избирательных блоках, кандидатах замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.
Агитационной следует считать, помимо деятельности по распространению прямых призывов голосовать (т.е. деятельности, имеющей целью побудить избирателей голосовать) за или против кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, целенаправленную деятельность по систематическому распространению информации о политических партиях, избирательных блоках, кандидатах в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и т. п.
В случае если правоприменительный орган (избирательная комиссия, МПТР России) считает агитационным материал, распространенный с нарушением правил предвыборной агитации, для решения вопроса о подтверждении данной оценки и привлечении к ответственности виновных лиц указанный орган вправе обратиться в суд.
Является ли предвыборной агитацией деятельность по распространению политической рекламы политической партии, осуществляемая в период избирательной кампании, но до выдвижения федерального списка кандидатов?
Исходя из определения политической партии как организации, основной целью которой является участие в выборах, со дня официального опубликования решения о назначении выборов любую политическую рекламу политических партий следует рассматривать как предвыборную агитацию. В связи с этим при осуществлении такой деятельности необходимо соблюдать установленные законом сроки проведения предвыборной агитации.
Будет ли считаться предвыборной агитацией мнение телеведущего относительно одного или нескольких кандидатов, высказанное в эфире?
Федеральный закон об основных гарантиях закрепляет право журналистов информировать граждан о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках. В связи с этим в рамках информирования избирателей не исключается и анализ предвыборной деятельности кандидатов, а в рамках этого - и оценка кандидатов со стороны журналиста. Исходя из этого следует рассматривать и положения п. 2 ст. 48, который содержит перечень форм проявления агитационной деятельности. В связи с этим надо оценивать и то, как выражает телеведущий свое мнение о тех или иных кандидатах: имеют ли его высказывания целью побудить или побуждают ли избирателей к голосованию за кандидата или против него либо против всех кандидатов. Высказывания телеведущего в эфире, содержащие определенную оценку кандидата или кандидатов, и целенаправленно, систематически создающие положительное или отрицательное отношение избирателей к кандидату (кандидатам), согласно подп. "е" п. 2 ст. 48 является предвыборной агитацией, а в соответствии с подп. "ж" п. 7 той же статьи представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности (в данном случае - телеведущему в эфире) следует воздерживаться от такого рода действий.
Какие материалы о выборах можно публиковать со дня официального опубликования решения о назначении выборов и до официального начала предвыборной агитации, а какие - нельзя?
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва начнется со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С этого момента в СМИ могут публиковаться исключительно информационные материалы о выборах, а агитационные материалы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков могут появиться в СМИ не ранее 7 ноября 2003 года, за 30 дней до дня голосования п. 2 ст. 58 Федерального закона о выборах депутатов).
Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Допустимо ли давать какие-либо комментарии при обнародовании опросов общественного мнения?
Согласно п.1 ст. 46 Федерального закона об основных гарантиях обнародование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. Это означает, что на их обнародование распространяются все требования закона к информированию избирателей - объективность, достоверность, беспристрастность, соблюдение равенства прав кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Комментарий результатов опросов общественного мнения, сделанный в соответствии с этими принципами, не является предвыборной агитацией.
Какие СМИ на предстоящих федеральных выборах могут участвовать в избирательной кампании?
Участвовать в избирательной кампании, информируя избирателей, могут любые организации СМИ независимо от формы собственности, территории распространения их продукции и любых иных обстоятельств.
Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади могут только те организации СМИ, которые не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали свои расценки на эфирное время, печатную площадь и уведомили об этом соответствующую избирательную комиссию.
Обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь государственные организации СМИ, если они в соответствии с законом не освобождены от этой обязанности.
Негосударственные организации СМИ (за исключением учрежденных избирательными объединениями) могут предоставлять свои услуги зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам только в том случае, если они учреждены (зарегистрированы) не менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов.