- Никакого всплеска контрабанды нет, - сказал первый заместитель начальника управления таможенных расследований и дознания ГТК РФ Марат Файзулин. - У них в прошлом году было два уголовных дела, теперь пятнадцать. Конечно, если брать по букве - рост в семь раз. Но ведь цифры фактически небольшие. Они боятся, что будет тенденция, однако это не так. А в будущем ожидается скорее всего спад. Данный рынок стабилизируется. Перекрываются основные нелегальные схемы.
Например, по оценкам таможенников, раньше большим успехом у контрабандистов пользовалась схема, которую условно можно назвать "автомобиль-невидимка". Машина честно пересекала границу России через пограничный переход, а дальше исчезала. По закону покупатель должен был явиться во внутреннюю таможню в своем регионе, чтобы заплатить положенную пошлину (или, как говорят, растаможить автомобиль). Но никто никуда не являлся. Машина будто исчезала. Естественно, ее продавали на черном рынке и оформляли по липовым документам.
Сейчас, как утверждают в ГТК, кислород контрабандистам в этом направлении перекрыли. Людей, отправляющихся за рубеж покупать машину, просят вносить залог. Человек, конечно, может поехать за авто в дальние страны и просто так, не предупредив. За всеми ведь не уследишь. Тогда его остановят прямо на границе на обратном пути и заставят-таки заплатить залог. Потом, при оформлении машины, разницу вернут (или попросят доплатить). В любом случае скрываться не имеет смысла: залог пропадет. Как в таких трудных условиях умудряются выживать контрабандисты иномарок - бог весть. Но как-то выживают. В целом по России, по данным ГТК, было возбуждено более четырехсот уголовных дел за контрабанду автомобилей. Для сравнения: в прошлом году за этот период было около полутораста подобных уголовных дел.
- Большинство контрабанды выявляется прямо на границе, - пояснил Марат Файзулин, - однако надо четко различать: есть контрабанда, - это когда машина провозится незаконно, и есть уклонение от платежей, когда покупатель пытается различными способами, в том числе и незаконными, схитрить.
Уголовные дела возбуждают, если налицо попытка надуть государство на крупную сумму. Поэтому статья светит тем, кто взялся нелегально перегонять дорогие иномарки. За дешевые же машины (а это как раз и есть подержанные семилетки, пошлины на которые взлетели до небес) светят лишь административные санкции. В этом году за серьезные нарушения (не просто помарки в документах, а именно попытки контрабанды) было возбуждено около тысячи семисот административных дел. Это немного, считают в ГТК.
Впрочем, по большому счету, на границе можно найти лазейку, через которую пройдет не только чемодан, но и автомобиль. Проблема в другом - поставить эту машину на учет. Иначе она доедет только до первого поста ГАИ. Как выкручиваются на Дальнем Востоке, корреспонденту "РГ" рассказал на условиях анонимности один из местных бизнесменов:
"Теперь машину ввозят под видом запчастей. На таможне оформляют две декларации - на кузов и на двигатель. Потом покупают документы на машину точно такой же марки, которая давно ввезена в Россию и уже превратилась в хлам. Договариваются со своим гаишником и пишут заявление на ремонт с заменой кузова, а потом и двигателя. В итоге машину просто собирают в автосервисе. А по документам она получается давно растаможенной. Благо, что марки машин у японцев меняются не так часто. Та же "Тойота-Королла" выпускается, по-моему, с семьдесят пятого года прошлого века. Есть и другие схемы, но эта - наиболее распространенная, есть люди, которые предоставляют такие услуги, если надо. Но я бы оценил этот сегмент рынка в пять-десять процентов от легального". Вполне может быть, что наш эксперт и поскромничал. Однако в ГТК уверены: покупать "левые" иномарки себе дороже. Рано или поздно могут схватить за руку (или точнее - за руль). Так что рано или поздн, платить будут все. По крайней мере так считают в таможенном комитете.