- Игорь Николаевич, в последнее время с Москвой что-то происходит: она не только строится, но и благоустраивается, причем повсюду, и в центре, и на периферии. Прихорашивается, будто женщина перед свиданием с любимым, которому хочет нравиться.
- Москва тоже хочет нравиться и москвичам, и гостям. И действительно меняет свой облик. Для этого и разработана генеральная схема комплексного благоустройства всей ее территории, включая дворы и отдельные учреждения. Сейчас, глядя на эту схему, мы можем выделить те градостроительные узлы, те территории, которые нуждаются в оформлении. Думаю, что теперь легче будет, к примеру, решать споры о размещении того или иного памятника, либо фонтана, или еще чего-то. В столице не должно быть пустых, безликих мест.
- Несколько лет назад видеоэкологи роптали по поводу обезличенности некоторых районов столицы, особенно новых жилых кварталов. Говорили о том, что серая, однотипная среда негативно влияет на настроение, может даже спровоцировать агрессию. Когда-то Москву называли белокаменной, златоглавой. Какого цвета она сейчас?
- Разработана московская палитра, в которую уже входят более 600 цветов. Поэтому трудно выделить какой-то один, определяющий. Но, безусловно, существуют принципы "покраски" города. Мы делим его на три зоны: историческую - в границах третьего транспортного кольца, промежуточную - с вкраплениями исторической застройки, и периферийную - в основном массового жилищного строительства. И к каждой из них подходим с разными колористическими решениями. В исторической зоне стараемся сохранить традиционные цвета самых известных зданий, таких, как Исторический музей, Большой театр, мэрия или Госдума. А соседствующие с ними красим так, чтобы они гармонировали и не нарушали ансамбль. Москва раньше строилась из белого камня - потому и белокаменная. Сейчас и камня такого почти не осталось. И вряд ли бы он выдержал воздействие автомобильных выбросов. На смену известковым краскам, которыми раньше красили Москву, пришли новые, более долговечные материалы и более устойчивые красители.
В срединной зоне сочетаем традиционные цвета с новыми. Но тоже всегда отталкиваемся от исторической основы. Допустим, в Лефортово много памятников классицизма. Одновременно неподалеку будут строиться новые дома. Мы стараемся учитывать это столкновение эпох.
А вот в новых микрорайонах, например, в Бутово, Марьинском парке, Куркино позволяем себе смелее экспериментировать, использовать яркие, мощные, открытые цвета - красные, желтые, зеленые, даже черные. В Куркино, к примеру, появился целый микрорайон крашеных домов в стиле русского авангарда начала века - Малевича, Кандинского...
В городе не так много солнечных дней, поэтому цвет подчас заменяет солнечную активность. Наши специалисты-колористы ориентируются на теплые, успокаивающие, прежде всего охристые тона. Стараемся избегать холодных - голубых, синих. Нашими разработками по колористике заинтересовались специалисты французского центра по цвету. Думаю, не преувеличу, если скажу, что такого, как у нас, нет ни в одной столице мира.
- Облик ночного города не менее важен и интересен, чем дневного. Тем более что у нас почти полгода - ночь. Когда ко мне приезжают гости, всегда стараюсь показать им ночную Москву. По декоративному освещению она сравнима с европейскими столицами. Уже все, что нужно, подсвечено или эта работа будет продолжаться?
- В городе ежегодно прибавляется примерно 50 новых объектов с архитектурной подсветкой. Они тщательно отбираются. Это храмы, выдающиеся архитектурные строения. Начинали с подсвечивания центра города, сейчас, можно сказать, расползаемся по территории. И тоже собираемся использовать цвет. На некоторых объектах уже появилось цветное декоративное освещение. Например, старое здание дома правительства напротив Кремля подсвечивается фиолетовым цветом. Еще новшество, которое хотим осуществить нынешней зимой, - подсвечивать зелень. Выглядит очень эффектно и создает праздничное настроение.
Если сравнивать с европейскими столицами, считаю, что страны бывшего соцлагеря, например, Венгрия, Румыния, Болгария нам значительно уступают. А ведь когда-то мы ездили к ним учиться. Что касается других столиц, в том числе Канады, Америки, то Москва выглядит более демократично. Мы пока не можем позволить такой роскоши, как они - в граните и мраморе перекрестки, с фонтанами, скульптурами... Хотя и у нас уже есть такие примеры, скажем, площадь Европы. Есть задумка создать еще площадь Азии.
Москва обречена на самобытность. Молодая по отношению к таким столицам, как Рим, Пекин, Каир, Киев, и древняя по сравнению с Вашингтоном, Монреалем, Петербургом, она идет своим путем. Наш город будет жить, постоянно обновляясь.
- В хрущевские времена борьба с архитектурными "излишествами" привела к обеднению и ландшафтную архитектуру, сведя ее к банальному озеленению. Сейчас, она, похоже, возрождается? Или для нас это нечто совершенно новое?
- Доктрина ландшафтной архитектуры столицы находится в стадии становления. Ее рассматривают как средство формирования среды обитания. Москва не сразу строилась. В отличие от других городов, развивавшихся по плану, она постепенно обрастала новыми поселениями. Это можно назвать эклектикой, а можно - образом жизни, неотделимым от природы. От Москвы-реки, ее изгибов и берегов, лесов, которые теперь называются парками. Перед ландшафтными архитекторами две задачи - сберечь то, что досталось нам от предков, и преобразовать агрессивную среду, сделать ее более благоприятной для проживания. Существует целая "водяная" программа. В столице более 150 речек, часть, например, Неглинка, Нищенка, Синичка спрятаны в коллекторы. Есть план освобождения некоторых из "плена". Конечно, это потребует и больших усилий, и немалых затрат, но они будут оправданы тем, что город станет краше, улучшится его экология. Сейчас мы в детском парке возле стадиона "Локомотив" изучаем возможность открыть реку и продолжить ее русло, соединив Лосиный остров с Измайловским парком зеленым коридором. Вообще моя мечта - соединить парки зелеными коридорами. Руководство города поддержало эту затею. Предлагаю еще организовать в зеленых коридорах и парках велосипедные маршруты, как в других странах. Это не просто прогулка и не просто спорт, но в какой-то мере решение транспортно-экологической проблемы. Еще одна моя давняя мечта - создать парк насекомых. Я видел такой в Монреале. Детвора валит туда посмотреть на жуков, пчел, стрекоз и прочих разных букашек. У нас народ больше привык в лес за ягодами-грибами ходить, к паркам пока не очень приучен. Так, как лондонцы, например, проводят там день. Но психология меняется постепенно, а полулеса превращаются в парки, которые предоставляют услуги рафинированного отдыха.
- Специалисты утверждают, что городские деревья, особенно на центральных улицах, неизлечимо больны. А недавно я видела, как на Кутузовском проспекте приподнимают газоны. Для чего это делается, для красоты?
- Этот прием известен и применяется в других городах мира главным образом для защиты растений. И мы пошли по такому пути. Химические противоледные реагенты, как бы их ни совершенствовали, попадая с дорог на газоны, все равно вредят им. Потери, которые несут деревья, связаны с автомобильными выхлопами. Приподнятые над уровнем дороги газоны создают искусственный зеленый защитный рельеф, отделяющий застройку от проезжей части. Часто они в рост человека и даже выше.
Еще один прием - может вы обратили внимание - на Кутузовском проспекте деревья высаживают группами, по 4-5 в одном месте. Групповые посадки позволяют им достаточно быстро набрать силу, создать естественные зеленые кулисы. На Тверской начинают применять контейнерные технологии - высаживают липы в кадках. На этой улице они росли исторически.
- На московские улицы начинают возвращаться цветы. Цветочное оформление - дань готовящемуся Дню города, или это надолго, может, навсегда?
- Генеральная схема цветочного оформления Москвы была утверждена в конце прошлого года и сейчас претворяется в жизнь. Она разрабатывается уже в третий раз. Первая была создана к Московским Олимпийским играм, вторая - к 850-летию города. Но по сути они носили "одноразовый" характер. Нынешняя программа - долгосрочная, она - часть осуществляемой в столице программы гуманизации городской среды. Москва, долго и небезуспешно боровшаяся с излишествами в оформлении своих улиц и площадей, к 90-м годам почти полностью избавилась от цветочного убранства. Да, теперь цветы возвращаются. И это, считаю, своего рода знаковое явление, духовная реабилитация.
Цветочное оформление тесно увязано с планировкой города, конкретными объектами. Например, вдоль трассы, имеющей государственное значение, уместны сочетания красно-сине-белого цветов флага. Цветники у въезда в столицу имеют свою специфику. Генеральной схемой предусмотрено создание цветочных центров. Скажем, в Главном Ботаническом саду разместится экспозиция "Цветники в садах мира", где будут собраны экзотические цветы. Посетители уже несколько лет любуются созданным здесь японским садом. Вскоре появятся английский, французский, китайский и итальянский сады с характерными для них цветниками. Такие проекты уже разработаны. Национальный парк "Лосиный остров" станет центром для дикоросов - луговых и лесных растений. Сиренарий в парке на Щелковском шоссе мы хотим сделать главным сиреневым парком Москвы.
Тематические цветники создаются во всех административных округах столицы.
Кроме того, на Тверской начинаем применять вертикальное цветочное оформление фасадов зданий. Тут тоже есть разные технологии и приемы: подвесные корзины, кашпо, растения, вьющиеся по фасаду. Цветы украсят опоры осветительных фонарей, балконы, лоджии, входы в здания...
- Наружная реклама тоже формирует облик города, украшая его или уродуя. Хорошо, если на рекламном щите надпись, напоминающая папе, что его ждут дома. А если какая-нибудь полуобнаженная красотка громадных размеров рядом с храмом?
- На днях городские власти распорядились на треть снизить количество коммерческих рекламных щитов, особенно в пределах Садового кольца. Они свою роль сыграли в эпоху первоначального накопления капитала. Дешевая, безвкусная реклама уродует город, наносит ущерб его архитектуре. Крупномерная реклама постепенно выводится из исторической части и заменяется на рекламные установки небольших размеров. Начинаем применять новейшие технологии, так называемые тривижн - трехгранные вращающиеся призмы-экраны, ротафишн - реклама на зданиях и билборды - стенды на городских улицах. Новинка - электронные табло, информирующие жителей о погоде, новостях. На улицах, на остановках транспорта, возле станций метрополитена появится еще один вид рекламы, которая поможет ориентироваться в мегаполисе.
- В преддверии Дня города хотя бы несколько слов о праздничном оформлении.
- Основная тема - экология, природа. Появятся целые улицы со своей тематикой. Например, главная тема Ленинского проспекта - космос. Будут применены новые конструкции, светодиодные установки. Скоро сами все увидите.