- Приказ подготовлен не в связи с изменением ситуации на рынке труда,
а в целях реализации пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Этой статьей предусмотрено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами внутренних дел при наличии заключения территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения.
До выхода этого Закона для получения такого разрешения требовалось заключение соответствующего органа исполнительной власти субъекта России с обоснованием его целесообразности, для чего в регионах работали специальные межведомственные комиссии.
Учитывая, что работники органов службы занятости населения входили в состав этих комиссий, эта работа не является для них новой. И до выхода постановления Минтруда России работники органов службы занятости населения с 1994 года готовили предложения к заключениям о целесообразности привлечения и использования иностранных работников с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны.
Безусловно, для получения такого заключения, которое готовилось на основе предложений многих структур, входящих в межведомственную комиссию, требовалось значительно больше согласований и времени, чем при подготовке такого заключения только одной структурой - территориальным органом Минтруда России по вопросам занятости населения.
При этом территориальный орган может принять решение о подготовке заключения самостоятельно на основе имеющихся у него сведений о положении на рынке труда в городе, районе, где предполагается привлечение иностранных работников, или запросить уточненные данные в соответствующем Центре занятости.
Право выбрать, где подавать заявление о выдаче заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников предоставлено работодателю.
Срок подготовки заключения с момента его регистрации в органах службы занятости до выдачи работодателю составляет от 10 дней (при его подготовке непосредственно территориальным органом Минтруда России) до 20 - 27 дней при его предварительной проработке в соответствующем Центре занятости населения. Таким образом, введено жесткое ограничение по срокам его подготовки, чего раньше не было.
Хочу подчеркнуть, что упомянутым приказом Минтруда России ни в коей мере не предусмотрено введение запрета на прием на работу иностранцев. Наоборот, рассматриваемый документ упрощает порядок и сокращает сроки подготовки территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения соответствующих заключений, делает прозрачным технологию этой работы.
Необоснованны опасения, что работодатель будет вынужден привлекать к труду российских безработных, пусть даже проживающих за сотни километров от места работы. Это не предусмотрено приказом. Безработный гражданин должен изъявить желание трудоустроиться вдали от места проживания, что в подавляющем большинстве случаев потребует смены места жительства. При отсутствии развитого рынка жилья это является сдерживающим фактором для трудоустройства граждан с переездом в другую местность.
Вполне возможно, что со временем работодатели в целях обеспечения рабочей силой своих производств будут обращаться к услугам службы занятости по профессиональному подбору работников для осуществления кадровых перестановок на платной основе. Однако пока этот вопрос находится в стадии проработки. Кроме того, как показывает практика, многие иностранные работники, прежде всего из государств СНГ, предлагают свои услуги в сфере низкоквалифицированного труда. Поэтому планируемое Минтрудом России в будущем введение такой платной услуги не окажет никакого влияния на уменьшение объемов привлечения иностранных работников.
Следует особо подчеркнуть, что этим приказом унифицирован и сведен до минимума перечень документов, которые работодатель должен представлять в органы службы занятости по месту предполагаемого привлечения иностранных работников. Это - заявление на имя руководителя территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения, копия свидетельства о регистрации и ИНН. В заявлении представляются следующие сведения о планируемом привлечении иностранных работников:
профессии, специальности или должности, по которым предусматривается привлекать иностранных работников;
численность иностранных работников, планируемых к привлечению по каждой профессии, специальности или должности;
срок, на который предполагается их трудоустройство;
государство постоянного (преимущественного) проживания иностранных работников.
Замечу, что по прежним правилам от работодателя требовали предоставить значительно большее количество документов, включающих помимо перечисленных также и учредительные документы, устав организации, договор, контракт на выполнение работ или подтверждение предварительной договоренности с зарубежными партнерами о намерении привлечь иностранных работников. Более того, перечень требуемых документов значительно отличался по субъектам РФ.
Приказом определена также и форма заключения территориального органа Минтруда России о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения в 3-дневный срок после подготовки соответствующего заключения обязан довести его до работодателя или выдать заключение ему на руки.
Таким образом, норм, предусматривающих "ужесточение" критериев по вопросу целесообразности привлечения иностранных работников приказом Минтруда России не введено.
Что касается квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности, то следует отметить, что она касается только граждан из государств дальнего зарубежья и Балтии. Гражданам государств - участников СНГ (за исключением Грузии и Туркмении) разрешение на въезд не требуется, поскольку у России с ними заключены соглашения о безвизовом въезде.
В этой связи Минтруд России неоднократно разъяснял, что в установленную на 2003 год квоту в размере 530 тыс. приглашений на въезд не входят граждане государств - участников СНГ, которые составляют подавляющую часть привлекаемых иностранных работников.
Хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время готовятся изменения и дополнения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", направленные на совершенствование и упрощение порядка привлечения иностранных работников.
Понятно, что у работодателей и иностранных работников возникает много вопросов. Поэтому во всех территориальных органах Минтруда России созданы телефоны "горячей линии", по которым можно получить интересующую их информацию.