Кадры решают все
Специалисты разных кадровых агентств единодушны в одном: спрос на квалифицированных специалистов, хорошо знающих конъюнктуру рынка, значительно вырос. Причем практически в любой области.
Впрочем, есть одно "но": динамика оплаты труда далеко не везде одинакова. Работники социальной сферы: учителя, работники науки, государственных медучреждений, по существующим тарифам получают от 40 до 300 долларов. Правда, и такая на первый взгляд не престижная работа имеет свои плюсы. Различные социальные льготы, а также гибкий рабочий график дают возможность работать в нескольких местах одновременно.
Сейчас в крупных городах России больше восьмидесяти пяти процентов предприятий разных форм собственности работает на коммерческой основе, где индексация зарплат происходит с учетом двух критериев: рыночной стоимости специалиста и степени солидности фирмы-нанимателя.
В разных фирмах зарплата сотрудника одной и той же специализации может отличаться от 20 до 40 процентов. Это дает реальную возможность выбора для тех, кто делает карьеру. Отсюда - всеобщая охота к перемене рабочих мест.
Если говорить о категории наиболее востребованных профессионалов, то устойчивый спрос сохраняется на специалистов-управленцев в области пищевого и промышленного производства: директоров, главных инженеров, технологов. Повышенный интерес на рынке труда к специалистам по организации сетей розничных продаж продуктов питания, бытовой техники, оборудования, строительных материалов. Есть сейчас отличные перспективы для продвижения у тех главных бухгалтеров, которые ведут учет в сферах производства, услуг, торговли, строительства, а также финансовых аналитиков, в том числе в инвестиционной сфере. В больших городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, неплохие шансы хорошо заработать имеют профессиональные рестораторы и переводчики-синхронисты.
Но прежде всего осень - золотая пора для стремительного продвижения по служебной лестнице маркетологов, брэнд-менеджеров и разработчиков стратегии развития производства. С сентября по традиции одновременно запускается великое множество новых крупных проектов. И нужно умудриться выделиться на общем фоне конкурентов и при этом не прогореть. Без серьезных маркетинговых исследований выводить на рынок какой-либо новый продукт разорительно. Неудивительно, что в новый сезон так высоко ценятся маркетологи и аналитики, которые могут детально рассчитать эффективность "мероприятия", а также брэнд-менеджеры, способные активно и методично продвигать готовый продукт.
Занять осенью новые сегменты рынка компании-конкуренты пытаются одновременно, поэтому уровень специалиста, принятого на такую должность, во многом решает все. Проигрывают, как правило, те работодатели, которые пытаются получить "два в одном": например, в служебные обязанности разработчика проекта дополнительно включают работу брэнд-менеджера.
На эти позиции редко берут с улицы даже профессионалов с самым впечатляющим резюме. Компании увлечены переманиванием таких ценных кадров и не скупятся на издержки. Вот почему в любом холдинге есть свой директор по персоналу, который отвечает своей головой за новые головы. Обычно компания-перекупщик предлагает нужному специалисту на 30-50 процентов больше.
Но охотникам за головами становится работать все сложнее: управленцев, способных удерживать фирму на лидирующей позиции, в последнее время переманить сложно. Чтобы удержать ценного сотрудника, в ход идут не столько деньги, сколько пакет бонусов. Рекрутеры уверяют, что, например, к зарплате работник привыкает за три месяца, сколь бы высокой она ни была, и перестает вдохновляться на бурную трудовую деятельность. Напротив, система льгот и компенсаций повышает статус и самооценку их обладателя, внушает сотруднику уважение к фирме, которая заботится об интересах сотрудника.
Ведущие российские компании в последнее время активно копируют опыт зарубежных коллег. Компенсационный пакет для менеджеров высшего и среднего звена в среднем составляет 25-30 процентов от заработной платы. Если специалиста пытаются удержать от перехода к конкурентам, список его дополнительных благ значительно расширяется.
К примеру, корпорация может компенсировать менеджеру по продажам только оплату услуги сотовой связи и расходы на бензин. Но если его работа принесет фирме солидную прибыль, то в качестве премии могут выдать годовой абонемент в солидный фитнес-центр или оплатить туристическую путевку. В список корпоративных привилегий топ-персонала также могут входить оплата аренды жилья, дачи на летний период, санаторно-курортное лечение, предоставление переносных компьютеров. Кроме того, в систему бонусов входит оплата обучения по индивидуальной программе: иностранные языки, бизнес-курсы и прочее.
Вакансий много, а специалистов мало
В ближайшие месяцы будут расти зарплаты и бонусы не только стратегов, умеющих прогнозировать продвижение товара и искать средства противостояния конкурентам. Не менее востребованы специалисты в области высоких технологий, инженеры узкого профиля и управляющие в ресторанном бизнесе. Повышенный спрос на специалистов в сфере IT очевиден: опыт работы и знание информационных систем делают их незаменимыми практически в любой сфере бизнеса, а в борьбе за место на рынке именно IT-технологии помогают компаниям оптимизировать бизнес-процессы.
Что касается инженеров, то этой осенью хорошо будет оплачиваться труд специалистов по монтажу компьютерных сетей, сборке машин, установке систем управления на производстве, монтажу вентиляционного оборудования и так далее. Кстати, фирмы нуждаются не только в рядовых исполнителях, но и в руководителях таких проектных групп, технических менеджеров проектов. Вот только вакансий много, а инженеров, умеющих работать на современном уровне, мало: ушли в другие профессии.
Серьезно выросли в цене специалисты ресторанного бизнеса. Им готовы платить больше, чем финансовым аналитикам, - от трех тысяч долларов. А все потому, что модный ресторан - весьма доходный бизнес, и хороший шеф-повар может принести владельцам до полумиллиона долларов в месяц.
Правда, наниматели за солидную зарплату ищут такого шеф-повара, который мог бы совместить здравый расчет менеджера с кулинарным творчеством. Такой альянс встречается редко, поэтому кадровые агентства долго не могут найти достойного кандидата.
Юридический "бум"
Зато рынок труда перенасыщен еще недавно популярными юристами и бухгалтерами. Компании-работодатели теперь ищут персонал с узконаправленной специализацией: например, среди юристов выше ценятся профессионалы-международники. Среди бухгалтеров - те, кто имеет фундаментальные знания в области налогообложения.
Значительно упал рейтинг банковских специалистов нижнего и среднего звена. По-прежнему высоко - от тысячи долларов - оплачиваются только сотрудники отделов по привлечению клиентов.
В компаниях, где есть перспективы роста, отдают предпочтение кандидатам, строго соответствующим их требованиям. К ним относится опыт работы четко в определенной сфере бизнеса, специальное образование, соответствие стилю компании и, главное, личные связи.
Наша справка:
Зарплата руководителей высшего звена (в долл. США):
1. Руководитель производственного предприятия - 2000-10 000.
2. Руководитель службы маркетинга (развития) бизнеса - 2500-7000.
3. Управляющий рестораном - 2000-5000.
4. Руководитель строительного/инвестиционного проекта - 1900-4500.
5. Финансовый директор - 1800-4500.
6. Главный технолог пищевого предприятия - 1800-4000.
7. Финансовый аналитик - 1700-300.
8. Руководитель департамента IT - 1500-3500.
9. Директор по персоналу - 1300-6000.
10. Руководитель отдела продаж (продукты питания, ТНП, сырье, материалы, оборудование) - 1200-3000 +%.
Среднее звено:
1. Сервисный инженер - 1200-3000.
2. Брэнд-менеджер - 1000-3000.
3. Главный бухгалтер - 900-3500.
4. Менеджер по продажам услуг - 1000-2500.
5. Логистик - 1000-2500.
6. Менеджер по маркетингу - 900-2500.
7. Личный помощник руководителя - 800-2000.
8. Специалист IT - 800-1500.
9. Юрист - 700-2000.
10. PR-менеджер - 500-2000.