- Я хорошо знаю эту лодку. Помню, как мы с командиром дивизии ежедневно, направляясь на подъем флага к восьми утра, начинали свой рабочий день с осмотра, на месте ли К-159. Дело в том, что эта лодка была экспериментальной: на ней были установлены не стальные, как на всех, а пластмассовые переборки в системе ВВД - воздуха высокого давления, который и держит лодку на плаву. Во время одного из плаваний при погружении на глубину 400 метров они нарушились и с тех пор систему приходилось постоянно поддувать. Этим и было вызвано наше беспокойство: уж не затонула ли за ночь?
Как могли догадаться буксировать такую махину в три с половиной тысячи тонн на понтонах, уму не постижимо. Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо, как говорят моряки, "законвертовать", тогда ее транспортировка стала бы безопасной. Еще труднее понять, почему на лодке оказались люди, их там быть не должно. Зачем и кто это решил? Такое решение не поддается осмыслению. Главную причину случившегося я вижу в слабой профессиональной подготовке людей, организовавших эту операцию. Претензии предъявляют сейчас капитану 2 ранга Жемчужному, но я абсолютно уверен, что он лишь исполнитель, а решение принималось как минимум на уровне штаба флота. В свое время в отделе подводных лодок этого штаба работали очень опытные люди, но боюсь, что они все уже ушли. Уверен, опытный адмирал никогда бы не принял столь опрометчивого решения. Думаю, что из этой трагедии вывод надо делать министру обороны и касается этот вывод уровня профессионализма кадров. Вряд ли разумно, что, проводя реформу, увольняют прежде всего опытных офицеров и адмиралов, делая ставку на молодежь. Молодых моряков кто-то должен учить, и учить хорошо.
Я не разделяю точку зрения начальника штаба флота, заявившего, что лодку необходимо поднимать. Опыт "Курска" убеждает, как это непросто и дорого. На К-159 ядерные реакторы заглушены, реакторный отсек герметичен - в таком положении лодка совершенно безопасна и может лежать на дне без ущерба окружающей среде сотни лет. А погибших на ней моряков все равно не вернуть. По вековой морской традиции погибшее судно считается их могилой, к которой относятся с уважением.