Предельный рост тарифов на электрическую и тепловую энергию не превысит 13 процентов для промышленных потребителей, для населения эта цифра не должна быть больше 16 процентов.
Предельные уровни тарифов вводятся в действие с 1 января 2004 года. Они при этом дифференцированы с учетом размеров территории субъектов РФ и различий в выработке электроэнергии.
Как сообщил информационному агентству Прайм-ТАСС руководитель пресс-службы ФЭК России Николай Зайцев, "принято всестороннее, взвешенное решение, отражающее все тонкости аспектов госрегулирования тарифов, что позволит соблюсти баланс интересов субъектов естественных монополий в электроэнергетике и потребителей услуг".
Таким образом, в среднем максимальный порог тарифа должен подняться по стране не более чем на 16 процентов. Тем не менее эта усредненная цифра может таить в себе сюрпризы для жителей ряда регионов.
Озабоченность по этому поводу не мог не высказать и Президент РФ Владимир Путин. Во время встречи с вице-премьером В. Христенко, которая состоялась в начале августа, Президент выразил обеспокоенность ростом тарифов на электричество. По мнению главы государства, в ряде регионов эти тарифы в 2004 году могут вырасти сверх той отметки, которая обозначена Правительством в качестве верхней планки. "Одно обстоятельство беспокоит в особенности, - обратился он к вице-премьеру. - В ряде энергетических региональных комиссий на 2004 год предусмотрен рост тарифов выше той отметки, которая обозначена Правительством в качестве верхней планки".
Но вице-премьер заверил, что Правительство в 2004 году установит за тарифами "жесткий контроль".
Напомним, что с прошлого года с подачи Думы Правительству законодательно запрещено изменять тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки в течение года. Предельный уровень роста тарифов устанавливается при принятии бюджета на следующий год.
Весной 2003 года в связи с этим случился скандал, чуть не стоивший поста председателю ФЭК Георгию Кутовому, а Правительству - пакета законов по электроэнергетике. В марте депутаты обнаружили, что тарифы на электроэнергию в некоторых регионах поднялись намного выше установленных в бюджете 14 процентов - на 30 и даже на 50 процентов. И начали скандалить.
В этом году, как уверяют представители Правительства и контролирующих деятельность монополистов государственных органов, за процессом повышения тарифов установлен достаточно жесткий контроль.
Вроде бы все понятно, но пытливый ум, привыкший к тому, что народ постоянно кидают, заставляет искать во всей этой логически выстроенной цепочке некий подвох.
Прежде всего не стоит обольщаться по поводу так называемого предельного уровня роста тарифов, который составляет 16 процентов. Звучит очень красиво, по сути представляя среднюю арифметическую от суммы установленных тарифов во всех регионах страны. При этом где-то тариф может взмыть на 40-50 процентов, где-то - на 4-5 процентов. Здесь, как в рулетке: кому-то везет, а кому-то не очень.
Во-вторых, необходимо знать, что параметры роста в каждом конкретном регионе зависят от аппетитов энергетиков и от того, насколько внимательно и скрупулезно будут работать региональные энергетические комиссии, какие документы будут представлены энергокомпаниями.
Опыт уходящего года показывает, что в ряде регионов запредельные тарифы были установлены именно по вине региональных комиссий, которые фактически спустя рукава отнеслись к балансу интересов производителей и потребителей электроэнергии.
Что же делать в том случае, если, по вашему мнению, есть риск того, что в вашем регионе может быть установлен экономически не обоснованный тариф?
Прежде всего необходимо добиться создания при региональных энергетических комиссиях консультационно-экспертных советов, куда должны в обязательном порядке войти представители депутатского корпуса, крупнейших промышленных потребителей, органов исполнительной власти. Данные советы будут иметь доступ к процессу формирования тарифов и смогут скорректировать возможные перекосы.
Во-вторых, к экспертизе тарифов можно привлечь независимых аудиторов, вплоть до Счетной палаты РФ. Аудиторы смогут дать объективный анализ и либо подтвердить, либо опровергнуть экономическую обоснованность новых тарифов. И самое главное, особое внимание необходимо обратить на результаты работы региональных АО "Энерго" в первом полугодии.
Учитывая большое влияние продаж электроэнергии на ФОРЭМ от избыточных энергосистем, сводного баланса производства и поставок электрической энергии на формирование энерготарифов на потребительском рынке, хотелось бы, чтобы ФЭК России пересмотрел эти тарифы и обоснованно сформировал баланс с учетом факта первого полугодия.
Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Несмотря на меры по регулированию тарифов, предпринимаемые Правительством и Президентом, реальный размер роста тарифов в каждом конкретном случае будет зависеть от того, будем ли мы занимать активную жизненную позицию либо примем предстоящий рост как неизбежность.