По нашей просьбе документ комментирует заместитель министра экономического развития и торговли Владимир СТРЖАЛКОВСКИЙ.
- По общепринятой в мире системе уровень обслуживания характеризуется количеством "звезд", которое присваивается гостинице: от вообще без "звезд" до пятизвездных отелей. Присваивают эти показатели комфорта специальные уполномоченные на то организации по просьбе администрации или владельцев гостиниц после тщательного их обследования на соответствие необходимого комплекса услуг. Но так уж получилось, что право присвоения "звезд" у нас имели целых четыре аккредитованные при Госстандарте организации. И если одна из организаций не соглашалась с администрацией гостиницы, просившей присвоить ей, скажем, четыре "звезды", считая, что уровень услуг не соответствует этой категории, администрация обращалась в другую организацию и нередко добивалась своего. А постояльцы жаловались, что за свои деньги они получили далеко не все, на что рассчитывали. Такие жалобы особенно участились в связи с развитием у нас иностранного туризма, да и наши соотечественники постоянно выражали недовольство: мол, платили деньги за пять "звезд", а услуги и на три не тянут.
Поэтому и было принято решение образовать единую систему классификации гостиниц. Подготовка к ней шла несколько месяцев, была создана рабочая группа, в которую вошли ряд директоров наших гостиниц, туроператоры по внутреннему и въездному туризму, представители научных кругов. Группа учитывала нюансы, существующие в других странах, - Франции, Германии, Испании. Больше всего почерпнуто было из французской системы.
Она предусматривает строгое ранжирование услуг в зависимости от категории гостиницы. Разумеется, чем больше "звезд", тем больше и услуг. В четырех- и пятизвездных отелях их перечень поистине огромен: от обязательного подноса багажа из машины в номер и из номера в машину до срочного мелкого ремонта одежды, от круглосуточного представления услуг питания до спортивно-оздоровительного центра с тренажерным залом и плавательного бассейна с сауной.
Теперь, когда у нас появилась единая система, отечественные гостиницы должны пройти классификацию на категорию. Старая категория уже не действует. Даже такие великолепные гостиницы, как, скажем, "Рэдисон-Славянская" или "Президент-отель", сегодня должны доказать свое право на максимальное количество "звезд". И только после аттестации они по праву смогут ставить это количество на своих буклетах и вывесках. И так по всей стране. Так что люди, выбирающие, где им приклонить голову в чужом городе, должны быть уверенными в том, что они получат именно тот уровень услуг, за который заплатили.
Но и это еще не конец. Дело в том, что единой мировой классификации гостиниц не существует. В каждой стране свои, как уже говорилось, нюансы. И одинаковое количество "звезд" вовсе не означает одинакового качества услуг. Скажем, первоклассные отели в Париже и первоклассные отели в Арабских Эмиратах различаются значительно, причем не в пользу Европы. А различий быть не должно, в мире уже пришли к этому пониманию. И по российской инициативе в следующем году в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция по сближению национальных систем классификации гостиниц. Так что если одинаковое количество "звезд" в гостиницах разных стран еще не будет гарантировать и одинаковое качество услуг, то во всяком случае поставлена цель, чтобы различий стало меньше.