В советские времена земля под заводами была в собственности государства, и лишь в пользовании (правда, постоянном и бессрочном) у предприятий. Что интересно, после приватизации земля у государства и осталась, хотя новые хозяева свято верили в обратное. Чтобы поддержать веру, авторы Земельного кодекса (Минэкономразвития) поначалу хотели продать директорам землицу почти даром. В редакции тогда побывал заместитель министра экономического развития и торговли Александр Маслов, который рисовал чудную картину: "Московский завод выкупает свою землю по символической цене. Перепродает ее по рыночной. Переезжает в область, на вырученные средства модернизирует производство. Решается двоякая задача: столица очищается от мертвых фабрик, а страна - рост производства".
Гладко. Но в окончательном варианте Земельного кодекса цена получилась уже не символической. Более того, мэрам дадено было право ее повышать (в рамках). Кто же пролоббировал? Мэры! Они ведь проигрывают дважды: теряют и деньги, и убежавший в область завод. Уже зимой 2001/2002 года городские головы как по команде воспользовались своим правом и подняли ставки выкупа так, что никто ничего и не выкупал. Авторы ЗК обещали движение земли и инвестиционный бум. Не было ни движения, ни бума. Как-то один из разработчиков кодекса устало мне сказал: "Я написал нормальный законопроект, а там хоть трава не расти".
1 января 2004 года предприятия должны решить, покупают они свою землю или берут в аренду. Если нет - она отходит государству. По весне РСПП подняло страшный шум - до 1 января потребных 105 миллиардов ну никак не найдем. И то: суммарная стоимость земель - четверть ВВП России. Премьер Михаил Касьянов прислушался и поручил Минэкономразвития сбросить "земельную нагрузку" до 2 процентов ВВП. Обрадованные экономисты перестарались: в их варианте цена промышленных земель всего 1,27 процента ВВП, что еще на 3 миллиарда долларов дешевле, чем в "варианте Касьянова".
Алгоритм расчета выкупной цены оставлен тот же - ставка земельного налога умножается на коэффициент "вкусности" земли. Отметим, что сам этот метод не раз критиковали эксперты: подсчет получается приблизительным. Собственно, вся новизна в том, на что умножать. Если раньше в Москве умножали на 30, теперь на 20, в Питере - на 10, в прочих весях - на цифру от 1 до 7. Откуда берутся эти цифры, почему 7, а не 6 или 8, Бог весть. Получается, купить землю под нефтеперегонным заводом в сибирской глуши стоит столько, сколько нужно заплатить за нее в год налога (коэффициент 1, в деньгах - меньше 2 рублей за квадратный метр). Но даже самая дорогая, московская, земля не стоит дороже 8 тысяч рублей за метр.
Другое новшество - если раньше региональные власти могли повышать ставки выкупа, теперь - только понижать. Какой в этом смысл, если реально никто ничего понижать не будет, непонятно. Непонятно и то, почему разработчики не просто разрешили платить земельные копейки в рассрочку (до 10 лет), но еще и поставили ставку по этой рассрочке всего две трети от ставки рефинансирования ЦБ на день покупки. Вот через 10 лет все и заплатят.
Понятно, что государство только что потеряло 100 миллиардов "зеленых". Были ли эти деньги забиты в план доходной части бюджета? Чем это компенсировать? Чиновники молчат, стараясь не привлекать внимания к документу. В Минэкономразвития нам сообщили, что посмотреть на текст поправок нельзя, пока он не дошел до Правительства (хотя СМИ уже раздобыли копию). Комментариев тоже нет - первый замминистра Михаил Дмитриев в отпуске. Когда законопроект пиарят, комментарии сами сыплются на электронную почту.
Что будет дальше? До выборов Дума успеет принять только один, но крайне важный элемент: перенести срок обязательного выкупа земли под угрозой ее утраты с 1 января 2004 на 1 января 2007 года. Остальной пакет будет принимать уже новая Дума. В финансово-экономическом блоке Правительства сопротивления ему явно не будет: он написан в русле снижения административного давления на бизнес. Пока непонятно, как отреагирует Минимущество. Первый замминистра Дмитрий Аратский не раз заявлял, что крупным промпредприятиям нечего делать в больших городах. С одной стороны, подарив им землю, государство как бы побуждает их поскорее ее перепродать и уехать. С другой - на месте директора я бы сдал территорию завода в субаренду и стриг "бабки" регулярно.
Кто точно будет против, так это мэры. Это будет такая песня, что скандал вокруг памятников старины или личных фазенд "сельских москвичей" (вроде Тамары Близинской, о которой писала "РГ") покажется пробой голоса перед арией. В Москве промышленные и торговые земли - это примерно 10 тысяч га, значит, казна лишается почти 700 миллионов долларов. А ведь даже старая выкупная цена была неприемлема для московских властей. Летом столичные законодатели приняли закон, по которому "льготный выкуп" разрешался только для площадей непосредственно под зданиями, а прилегающую территорию арендуйте или покупайте по рыночной цене. Исходя из опыта можно предположить, что мэры постараются сделать все, чтобы забодать поправки.