На мой взгляд, это свидетельство того, что развитие программы "Электронная Россия" набирает ход, люди ищут способ войти в Сеть и находят его не только в Москве, но и в далеких от нее уголках. Программа помогает россиянам решать вопросы повседневной жизни, ради чего она, по сути, замышлялась. Электронную почту наши департаменты, заместители министра и сам министр получают через веб-сайт www.minsvyaz.ru. Разбору части этой почты я и хочу посвятить эту колонку.
Вот одно из писем - от Дарманяна из Волгограда, который работает в МУ "Городской информационный центр". Автор пишет о том, что его компанией создана электронная карта Волгограда, в которой присутствует до 60 тематических слоев.
На мой взгляд, уникальная работа, прекрасный рыночный продукт, который просто необходим работникам жилкомхоза и энергетикам и транспортникам. Впору хоть биржу удачных проектов открывай!
Подобных сообщений каждый день приходят десятки. Но на сей раз в почте было и особенное письмо. О наболевшем написал учитель информатики из средней школы в Мордовии. Министерство образования приняло решение о том, что информатика перестает быть обязательным предметом в школах с гуманитарным уклоном и переходит либо в разряд факультатива, либо вовсе исчезает из программы.
Нужен ли нам предмет "информатика" и каким должен быть учебник для него?
Сначала об учебниках. Берусь утверждать: те учебники информатики, по которым готовили школяров к поступлению в вузы или просто развивали их кругозор, никуда не годились. И это не только мое мнение. Под ним подпишутся многие академики, посвятившие свою жизнь прикладной математике, биоинформатике, нанотехнологиям - всем тем областям знаний, которые определят будущее отечественной и зарубежной науки на ближайшие десятилетия.
Причем бывает так, что старый учебник лучше нового. Но информатика - наука молодая, и тут, в общем-то, нет старых учебников. Зато есть множество интереснейших примеров и фактов, которые могли бы помочь молодежи лучше сориентироваться в мире компьютеров и информационных технологий, названных первыми среди равных в научных приоритетах страны.
Теперь о предмете "информатика".
В том, чтобы из школы выходили компьютерно грамотные люди, заинтересован бизнес, который вкладывает собственные деньги в подготовку талантливой молодежи. Причем отнюдь не только тех "яйцеголовых", которые будут поступать в вузы, но еще больше тех, кто сможет еще в школе овладеть простейшими компьютерными специальностями.
И, наконец, в этом заинтересовано государство, потому что нам уже сегодня на почте, в библиотеке, за письменным столом, на заводе нужны люди, которые знают на компьютере не только кнопку "ON-OF", но и могут поработать с текстовым редактором, сделать простейшую веб-страничку, сладить со станком с программным управлением, заполнить формуляр в компьютерном виде.
Словом, и предмет обязательно нужен, и учебники нужны. Причем не один, а несколько. Весь мир сегодня разворачивается к тому, чтобы быть готовым к жизни в информационном обществе.
Только учебники нужно переписать таким образом, чтобы не отпугнуть молодежь от информационных технологий навсегда, а учителя должны быть сами готовы к работе в новой информационной реальности. Какие-то учебники можно перевести с других языков - благо сегодня они созданы и для дошкольников, и для старшеклассников.
Да и Россия не оскудела программистами. Их уровень подтвержден рекрутерами самых известных университетов. Нужен конкурс, нужно задание от заинтересованных сторон, и такой учебник может лечь в ранцы даже первоклассников.
Я по образованию - преподаватель и специалист по искусственным языкам. По большому счету, гуманитарий. Но насколько беднее был бы мой кругозор и неизвестно, как бы сложилась моя жизнь, если бы еще в раннем возрасте подталкиваемый книгами братьев Стругацких, я не залез в Энциклопедию в словарную статью "структурная лингвистика" и "искусственный интеллект". Не лишайте гуманитариев информатики!