Онищенко: природа атакует

Не исключено, что и нынешний наш разговор покажется скучным повторением все на одну и ту же тему - о здоровье людей, в данном случае тех, которые живут в Байкальском регионе. Невольно всплывает в памяти фильм Герасимова шестидесятых годов прошлого столетия "У озера", в котором великая Наталья Белохвостикова потрясла нас своими чувствами к великому Василию Шукшину на фоне неоднозначных событий, разыгрывающихся вокруг строительства на Байкале целлюлозно-бумажного комбината. Если угодно, это было провидение мастера, провидение Сергея Герасимова: он показал нам гармонию между духовностью и прагматизмом, гармонию, которая на протяжении более сорока лет спасала озеро от гибели.
     На озеро Байкал как уникальный природный объект, в котором 90 процентов запасов пресной воды России и 20 процентов мировых ее запасов, нынешним летом было сфокусировано внимание российской власти. Тому есть причины. Как и в целом по России, здесь идут процессы депопуляции. С 1999 года население Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятия уменьшилось почти на 93 тысячи человек. И это при том, что показатели рождаемости и смертности в регионе заметно лучше, чем в целом по России. А вот младенческая смертность превышает общероссийские показатели.
     Особенно беспокоит большое количество детей, которые появляются на свет с различными врожденными аномалиями. К ним прибавляются болезни эндокринной системы детского населения. В Иркутской области они почти вдвое чаще, в Бурятии в три раза превышают общероссийские показатели. Прибавим к этому заболевания крови у детей. Например, в Бурятии ими страдает вдвое больше ребятишек, чем в целом по России.
     Цифры тревоги нашей. Конечно, они - результат влияния среды обитания прежде всего. Но... Не могу не сказать о том, что сам человек, а вернее те, кому он доверил свою судьбу, свое физическое, духовное, экономическое благополучие, если не подталкивают, то во всяком случае мало что делают для того, чтобы здесь, в этом благодатном крае России, не происходило его самоуничтожения. Алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекции - свидетельство этой тенденции. Примеры? Их более чем достаточно. В Иркутской области показатель хронического алкоголизма на 60 процентов выше среднероссийского. Не потому ли тут все чаще алкогольные психозы, токсикомания, наркомания? Я приведу страшную цифру: из 6200 российских ребятишек, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, 646 - в Иркутской области, 84 - в Бурятии. Это прямой результат расползания наркомании в регионе.
     Если в Сибирском округе зарегистрировано более 31 тысячи ВИЧ-инфицированных, то более 15 тысяч из них - в Иркутской области.
     Алкоголизация нации - тема для России не новая. Сформировалось даже некое оправдание этому явлению: мы чуть ли не гордимся своим умением пить безмерно. А любые разговоры о катастрофических последствиях алкоголизации сразу же переводятся в плоскость антигосударственности. Это, дескать, подрыв экономики страны, это-де может привести к народным бунтам и так далее. А к чему может привести повсеместное пьянство?
     Обществу пора понять: в стране есть мощная, циничная прослойка, которой все равно, на чем зарабатывать деньги, пусть даже на деградации своих сограждан. Понять и настроиться на долгую и упорную борьбу, начать выводить страну из пьяного угара. Прежде всего надежда на женщину, женщину-мать, женщину - хранительницу очага. На нее природа возложила главную ответственность за сохранение рода человеческого. 40 тысяч жизней, которые российское общество, уподобляясь язычникам, приносит каждый год на алтарь злому духу зеленого змия, и два миллиона алкоголиков, которые, болея, отравляют жизнь своим близким, - серьезнейший удар по безопасности государства. Эта та дань, которую мы платим производителям спиртного.
     Почему об этом мы говорим в связи с Байкалом? Да потому что всем миром это уникальное озеро признано именно уникальным. Потому что на его берегах невольно думается о нашем соответствии, а точнее, несоответствии мудрой природе. Да, ответственность за Байкал несет не только Россия - большая часть бассейна реки Селенга - на территории Монголии, и значит, наши ближайшие соседи тоже ответственны за сохранение озера. И все же прежде всего Байкал - истинно наше, истинно российское достояние. И его не могут, не должны коснуться сегодняшние тенденции к глобализации.
     Сама природа распорядилась так, что Байкал вбирает в себя тысячи рек, а из него выходит лишь одна Ангара. Знаете ли вы, что суточной сброс из нее пресной воды таков, что, по свидетельству ученых Российской академии наук, каждому жителю планеты может достаться одна бутылка пресной, гарантированной по качеству воды.
     Парадоксы человеческой психики: человек начинает заботиться о сохранении дарованного ему природой, окружающей средой здоровья лишь тогда, когда совершает очередную грубую ошибку, если даже не преступление против этой самой природы. Мы и в ХХI веке не прочь посудачить о трагедии Байкала. Но при этом каждый год в воздушный бассейн озера только один целлюлозно-бумажный комбинат сбрасыавет 12 тысяч тонн вредных веществ. Госсанэпиднадзор регистрирует нарушение гигиенических нормативов по метилмеркаптану в 80 процентах проб атмосферного воздуха, по бенз"а"пирену и сероуглероду - в 2,2 раза.
     Обнадеживает то, что принято решение и ведутся работы по перепрофилированию целлюлозно-бумажного комбината. Приведет это к духовной, физической гармонии человека и природы в этих краях? Увы! Не в одном комбинате дело. Даже и не столько в нем. Люди вокруг живут в непростых бытовых условиях: некуда вывозить, негде уничтожать мусор, нет элементарных коммунальных удобств... На прекрасных берегах совсем не всегда прекрасная жизнь. И вот уже на высоких международных форумах под флагами идей глобализации раздаются голоса о том, что богатствами Байкала нужно делиться. Однако ситуацию в регионе должны и можем изменить только мы сами. Никто, кроме нас! К этому взывает сама природа уникальной жемчужины по имени Байкал.
     Мы прикоснулись к проблемам, которые характерны для всей России. Байкал - лишь яркий пример, на фоне которого можно оттенить всю порочность нашего отношения к самим себе и той дарованной нам уникальной среде обитания, за которую мы несем ответственность не только перед собой, но и перед будущими поколениями.