Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман представил результаты, полученные в ходе анкетирования министерств и ведомств, и предложил пути развития информационных технологий в России. Доклад был подготовлен Минсвязи России совместно с Минэкономразвития, Минюстом, ФСБ, ФСО, Росархивом и РАСУ и фактически официально подвел промежуточные итоги информатизации федеральных органов власти и, в частности, реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Статистика - наука точная
В конце июля текущего года Минсвязи разослало анкету в федеральные органы власти. По замыслу составителей анкеты, она должна была ответить на вопросы, каких результатов добились федеральные ведомства в области информатизации и сколько средств на это было потрачено.
На текущий момент практически все ведомства прислали свои заполненные анкеты. В результате, согласно полученным данным, государство является крупнейшим пользователем новых технологий в России: с 2001 года, с учетом планируемых затрат на 2003 год, на информационные технологии потрачено 22,8 миллиарда рублей. Причем в эту цифру не входят затраты на обеспечение национальной безопасности.
По данным западных аналитиков, сотрудниками крупных организаций до половины всего времени тратится на поиск информации и согласование документов, каждый из которых копируется до 20 раз. При этом до 6 процентов от общего объема документооборота теряется. На всех уровнях государственной власти обработкой данных занимаются порядка 400 тысяч служащих. А затраты граждан на общение с госучреждениями оцениваются в 3-4 миллиарда человеко-часов. Применение же информационных технологий позволит сократить временные издержки на общение граждан и предприятий с госорганами на 20 процентов и экономить ежегодно не менее 30 миллиардов рублей.
Кроме снижения временных издержек при оказании государством услуг населению, использование ИКТ наиболее рационально позволяет расходовать и бюджетные средства в сфере госзакупок. Так, в Новосибирской области после внедрения системы "Госзаказ" экономия за счет снижения затрат на оформление документов составила почти 25 процентов от объема закупок ИТ области.
С другой стороны, результаты исследования показали, что порядка 80 процентов всех средств расходуется 10 федеральными органами власти. В семи ведомствах расходы на внедрение ИТ в расчете на одного сотрудника были ниже 10 тысяч рублей, а в министерствах-передовиках годовой показатель превысил 200 тысяч рублей. Такой разброс цифр связан не только с различными потребностями ведомств в использовании ИТ, но иногда и с рациональным расходованием бюджетных средств на ИКТ.
Наиболее распространенным видом информационных ресурсов в госорганах являются базы данных по отраслевой информации. В результате опроса 25 ведомств предоставили данные о 174 базах данных. Тем не менее значительное количество структурированной информации продолжает храниться в бумажном виде.
Кроме того, в результате исследования была выявлена проблема узковедомственности при использовании информационных ресурсов. Многие из них создаются и поддерживаются только в одном ведомстве, хотя потребность в них существует и в других ведомствах. В свою очередь, несовершенство административных процедур межведомственного информационного взаимодействия не позволяет федеральным органам власти четко разделить ответственность по созданию и ведению отдельных государственных информационных ресурсов. Это приводит к дублированию информации в различных ведомствах, неэффективности работы госорганов и дополнительным трудностям во взаимоотношении граждан и профессионального сообщества с ведомствами.
Так, в МНС формируются государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А по данным Роскартографии, поверхность России была "оцифрована" различными ведомствами 4 раза. Различные реестры по гражданам формируются параллельно паспортными столами МВД, службами ЗАГС, Минтруда, причем в основном без интеграции на федеральном уровне.
Анализ анкет также показал, что особое внимание ведомства уделяют задачам по автоматизации процедур взаимодействия с гражданами и предприятиями. В 13 ведомствах, осуществляющих значительный объем непосредственного взаимодействия с гражданами и предприятиями, происходит внедрение специализированных прикладных систем для автоматического обмена, обработки и анализа информации. Наибольшие успехи в решении этой задачи достигли МНС, Минфин и ГТК. Так, МНС планирует уже в 2003 году перевести на единую систему электронной обработки налоговых данных 407 инспекций, которые обеспечивают администрирование более 80 процентов всех налоговых поступлений, а к концу 2005 года завершить внедрение единой системы по всей стране.
"Электронная Россия" нуждается в модернизации
На сегодняшний день в России еще не выработана ясная и современная государственная политика использования ИТ в деятельности федеральных органов власти. Также нет и единого видения приоритетов информатизации страны. Положение осложняется недостаточной целевой проработкой на уровне ведомств: менее 30 процентов федеральных органов власти имеют утвержденные комплексные программы информатизации. А там, где и существуют, оторваны от других ведомственных программ.
Отсутствие единой государственной политики, общих приоритетов, механизмов экспертизы и отбора проектов для финансирования значительно снижает эффективность государственных вложений в ИТ. Увы, складывается ситуация, когда важные области государственного управления остаются неохваченными, а на менее значимые направления направляются значительные бюджетные средства.
Задача по повышению эффективности использования средств может быть решена за счет внедрения единой государственной процедуры оценки ИТ проектов независимо от их ведомственной принадлежности. При этом должна учитываться полезность проектов, получаемая не только отдельным ведомством и другими органами власти, взаимодействующими с ним, но и обществом в целом. Одна из важнейших задач на ближайшее время - завершение в кратчайшие сроки подробного анализа состояния федеральных информационных ресурсов и систем, а также действующих ведомственных программ по информатизации.
После этого Минсвязи планирует совместно с другими ведомствами разработать и предоставить в Правительство РФ на утверждение единую концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года. На ее основе должна будет строиться вся дальнейшая работа по внедрению и использованию информационных технологий в федеральных министерствах и ведомствах, а также осуществляться формирование государственных информационных ресурсов.
Параллельно с работами по разработке концепции необходимо также осуществить модернизацию ФЦП "Электронная Россия" в целях усиления ее координирующей роли в информатизации государства. Важно усовершенствовать процедуры финансирования проектов в области информатизации федеральных органов власти. В сжатые сроки нужно разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей применение информационных технологий в деятельности федеральных органов власти, а также подготовить и представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по основным направлениям и приоритетным мероприятиям внедрения и использования современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти.