На первый взгляд, это чисто технический и даже скучный документ. Однако именно он совершит тот крутой вираж, который в корне изменит организацию автобусного движения на российских дорогах.
Об этом корреспонденту "РГ" рассказал Олег Старовойтов, заместитель начальника Управления автомобильного и электрического пассажирского транспорта - начальник отдела государственного регулирования деятельности пассажирского автомобильного транспорта:
- К сожалению, у нас, действительно, нет сведений о том, как часто открываются новые автобусные маршруты. После того, как была нарушена вертикаль управления пассажирскими перевозками, каждый регион стал сам организовывать их на своей территории.
А маршруты, связывающие несколько субъектов Федерации, остались как бы вне зоны контроля. И одна из наших главных задач - создать российский реестр таких маршрутов, определить порядок их формирования.
Конечно, эта работа - прерогатива Минтранса. Но поскольку у нас нет своих представительств в регионах, мы подключили к ней Российский автотранспортный союз (РАС), с которым и заключили соответствующее соглашение. И он не только будет следить за открытием новых маршрутов, но и проведет ревизию уже действующих линий.
Однако сегодня в законодательстве отсутствует нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок формирования и открытия междугородных маршрутов между регионами. Чтобы заполнить этот пробел, и был издан Приказ Минфина.
Итак, если вы решили открыть новый маршрут между городами разных регионов, то сначала должны написать заявление в свою администрацию, в отдел или комитет по транспорту. В нем вы указываете, что располагает такими-то транспортными средствами и намерены открыть такой-то маршрут. А уже администрация региона поручает местному отделению РАС заняться всеми формальностями. Он смотрит документы, оценивает профессиональную пригодность будущего перевозчика, проверяет транспортные средства. И теперь уже нельзя будет выйти на "газике" на междугородный маршрут. А только - на комфортабельном автобусе с багажными отсеками и мягкими сиденьями. Затем маршрут согласовывается с регионами, через которые он проходит.
А пока на дорогах, увы, промышляет немало "партизан" - водителей, не имеющих паспортов маршрутов и не прошедших регистрацию в администрации. Их режим труда и отдыха никто не контролирует, как и профессиональную подготовку, и состояние автобуса перед выходом на линию. Но теперь у транспортной инспекции появятся дополнительные основания для проверки водителей автобусов. И если ей попадется такой "партизан", то на его пути будет зажжен красный свет.
До выхода Приказа "Об утверждении Порядка формирования..." стать водителем автобуса было, действительно, достаточно легко. Имеешь соответствующие водительские права, лицензию - и колеси себе на благо собственного кошелька по дорогам страны. Конкуренты догоняют, перехватывают клиентов? Дави на газ, лети по обочинам и -пассажиры твои. И никакой охраны труда! Хоть сутками сиди за баранкой, хоть с гриппом, хоть с радикулитом. За усталость и недомогание гаишники штрафовать не имеют права. И не удивительно, что по числу дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и по тяжести их последствий водители-частники впереди колонны всей. Они в два раза чаще становятся виновниками аварий, чем их коллеги с "юридическим лицом". Но и в коммерческих фирмах, и в муниципальных предприятиях, судя по всему, не все так безоблачно. Ежегодно регистрируется около 10 тысяч ДТП с участием автобусов, из которых более трети совершаются по вине водителей.
Теперь со всей этой неразберихой будет покончено. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Чтобы провернуть столь серьезную работу, Российскому транспортному союзу потребуются немалые средства. Например, для создания компьютерной программы, с помощью которой можно будет систематизировать полученные из регионов сведения. Придется платить зарплату специалистам, которым предстоит проверять документы и согласовывать их в разных инстанциях. Кто будет финансировать все это? Минтранс? "Нет, - объяснил нам Геннадий Ивановский, вице-президент Российского транспортного союза, - у министерства нет на это денег. Поэтому услуги перевозчикам мы будем оказывать на коммерческой основе". Что-либо конкретное о цене вопроса Геннадий Петрович не сказал. А лишь заметил, что "она будет небольшой". Хорошо бы, так. Ведь перевозчик себе в убыток работать не станет, а просто включит в цену билета все то, что он потратил на оформление паспорта маршрута.