Ретроспективы известных художников хороши тем, что напрочь ниспровергают мифы о творцах, которыми окружает общество своих кумиров. Выставка работ одного из лидеров отечественного нонконформизма - Бориса Турецкого - тому подтверждение.
Третьяковская галерея, подготовившая к 75-летию мастера 200 экспонатов из собственного фонда и частных собраний, честно предупредила зрителя, что "выставка разрушает сложившиеся по отношению к художнику штампы". Добавлю, выставка ввергает в шок. Пожалуй, впервые зритель может последовательно, от картины к картине проследить все поиски (мучительные, отчаянные) художника, который первым в стране начал работать в поп-арте, а единожды уйдя в абстракцию и фигуративный соц-арт экспериментировал, провоцировал и себя и зрителя, препарировал само "искусство", то дробя его на заумности, то, в отчаянии, собирая фрагменты разрушенного им же самим в великолепные картины.
Что мы знаем о Турецком? Был такой умница, чудак, искатель. Его огромные гуаши (уже взаимоисключение, ведь гуашь штука нежная, камерная, для небольших работ) с невероятными по цвету и конструктивизму фигурами - стали страницей в истории нашего искусства, учебным материалом для новых художников. Он прорвал железный занавес в искусстве, пожалуй, первым из "советских" художников создавая поп-артовские композиции и абстракции. Небольшая часть работ, которую могли видеть завсегдатаи Третьяковки, показывала и невероятные эксперименты мастера с пространством, цветом, структурой. На этой же выставке большинство работ зрителю неизвестны. Но только они помогают сложить из калейдоскопа совершенно разностильных произведений общую картину жизни Турецкого. Понять, почему вдруг столь яркий живописец десятилетиями ниспровергал достигнутое и уходил в беспредметные отношения белого и черного, почему автор столь удачных (с точки зрения поклонников традиционного искусства) натюрмортов неожиданно переходит на портреты - мрачные, давящие.
Турецкий напишет в автобиографии, которую ведет от третьего лица:
- Ощущение жизни, острое, социальное, заставило его вернуться к фигуративности...Борис Турецкий ощущает в жизни человека прежде всего его отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, возвеличивается угнетенность...
Пожалуй, эта раздвоенность художника, тонко чувствующего плюсы и недостатки всех испробованных им стилей и жанров, привела его к решительному отказу от кисти и красок вообще. С 1974 года он прибивает на жесть консервные банки, собирает с помоек старые вещи и создает свои ассамбляжи. Жизнь, ее отходы, грязное нестираное женское белье - вот та истина реального бытия, которой упивается Турецкий. Он исследует уже не возможности бумаги, а гибкость и сжатие ткани, кожи.
А затем он очень долго болел. Вернувшись к творчеству, уже перед смертью художник робко выклеивает из обрывков газет и школьных наборов для уроков труда свои последние композиции. Неровно закрашивает рваные куски бумаги блеклыми цветами, клеит кусочки "Композиций" скотчем. Он смирился перед неразрешимой тайной искусства. И как его раб, бунтовавший против своего повелителя, когда были силы, уходя из жизни признал: искусство победило.