Великая стройка государства

       На наш взгляд, "забегание" вперед можно объяснить желанием, во-первых, поскорее в очередной раз "наш новый мир" построить, а, главное, попыткой поставить политические амбиции впереди экономического воза проблем. А их и в России, и в Беларуси немало и на Союз хватает. Не выстроив нормальных экономических отношений, сглаживая и упрощая интеграционные процессы, легко превратить процесс создания будущих институтов власти Союзного государства в пафосную риторику, миф, девальвируя саму идею Союза. Поэтому, с нашей точки зрения, главное достоинство встречи в Сочи - внесение полной или почти полной ясности в нынешние партнерские отношения наших стран-соседей.

     Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко, говоря в "Бочаровом ручье" о рублевых и газовых проблемах, сошлись в едином мнении: необходимо принимать нынешние реалии взаимоотношений России и Беларуси так, как они есть. И исходить именно из них, нелицеприятных, жестких, порой обидных, для дальнейшего продвижения в общей стройке. Тезисно: время льгот, послаблений, межгосударственной "халявы" ушло безвозвратно. Рынок, проверенный и принятый в качестве мощной тягловой силы прогресса мировым сообществом, теперь и нам указ, диктуя свои условия на обеих сопредельных территориях.

     К примеру, теперь за дорожающий газ придется платить больше и россиянам, и белорусам. Можно не сомневаться, финансисты распутают переговорный узелок и четко определят, кому, сколько и почем. Хороших специалистов и в Москве, и в Минске хватает: после 15 сентября все они "в курсе" - договорных цен больше не будет!

     Но, как заявил в Сочи Владимир Путин, "Россия не хочет и не будет ставить Беларусь в худшие условия, чем другие страны СНГ". Накануне саммита в Ялте иной постановки вопроса и не следовало ожидать. Инициатива по формированию единого экономического пространства в составе Беларуси, Казахстана, России и Украины может получить дальнейшее развитие только при равных, взаимопрозрачных условиях хозяйствования. Сегодняшние, в том числе экономические, отношения в Союзном государстве - "двойке" - влияют на скорость объединительных процессов на постсоветском пространстве, а также на формы, сроки, ориентиры большой "четверки". И если лидеры "двойки" при всех издержках смогли договориться, то, очевидно, в формате "четверки" какие-то вопросы легче, продуктивнее можно решить.

     Еще один момент, связанный с сочинскими переговорами, который в газетах и на телеэкранах выпал из комментариев. Суть его: союзное строительство - не нечто скрепленное парафином, не раз и навсегда расписанное по главам и параграфам. Когда Александр Григорьевич в понедельник заговорил о Конституционном Акте, он заметил: если какой-либо стране - России или Беларуси - потребуется провести референдум, то она вправе это сделать. На что Владимир Владимирович ответил: российская Конституция позволяет ввести Союз без референдума, так как она основана на федеративном принципе, а Беларусь - на унитарном. "Поэтому России легче, но если, когда мы увидим, что на окончательный вариант Конституционного Акта потребуется референдум, то мы спокойно можем пойти на это", - пояснил Путин.

     Иначе говоря, есть варианты, есть время - и на подготовку удовлетворяющего в равной степени обе стороны Основного закона Союза, и на введение единого денежного средства (России и Беларуси в одинаковой степени нужен твердый рубль), и т.д. "Мы понимаем озабоченность белорусской стороны, и если она считает, что нужно еще поработать, мы не должны поддавливать и торопить этот процесс", - подчеркнул российский Президент.

     Тему продолжил уже в Москве вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, опираясь на наработки совместной рабочей группы, готовящей межправительственное Соглашение о едином рубле. В частности, по его мнению, у России и Беларуси еще есть время для перехода на единый рубль с 2005 года. "У нас еще есть 2-3 месяца, которые мы спокойно можем взять, и нам нужно еще 12 месяцев для нормальной, без суеты, работы наших правительственных органов, Центрального банка для внедрения технологий, о которых мы уже договорились", - отметил вице-премьер. А. Кудрин подчеркнул, что переход на единый рубль будет выгоден и России, и Беларуси. Для российских предприятий, по его мнению, это будет означать снижение издержек, возникающих при переводе валют. Переход на российский рубль означал бы существенное улучшение белорусских экономических условий, для чего в обычной ситуации требуются десятилетия.

     Оценивая политические итоги сочинских переговоров, можно со сдержанным оптимизмом сказать: никакого отхода от основополагающих принципов российско-белорусских отношений не произошло, становление Союзного государства продолжается.