Брус стоеросовый

         Еще недавно Джим Кэрри был самым смешным дураком американского кино. Можно было не принимать правила, по которым он играет, морщиться от шуточек с душком, крутить пальцем у виска - мол, психушка по нему плачет. Но нельзя было не признать, дело свое он знает. Работа комика требует, во-первых, точности: чуть в сторону вильнуло - и шутка рассыпалась в прах. А во-вторых, как ни странно, ума: надо понимать, что именно ты играешь. У Милоша Формана в "Человеке на Луне" Кэрри предстал в двух ипостасях: комической и трагической. А в "Мажестике" Фрэнка Дарабонта и вовсе забросил свое "резиновое лицо", показав себя умным, глубоким драматическим актером. Только несносный характер виной тому, что он до сих пор не номинирован на "Оскар". Впрочем, за "Брюса Всемогущего" ему это вряд ли угрожает.

     Брюсу скоро сорок. И осталась у него в жизни одна, но большая мечта - получить место ведущего новостей на том паршивом телеканале, где он трудится репортером. Потому что опротивело ему бегать по городу с микрофоном, а хочется сидеть в теплой студии с важной физиономией. Но желанное место достается прощелыге-сопернику, который к тому же ворует у Брюса его шутку (на самом деле шутка довольно жалкая). И Брюс возроптал. Обратился к Господу Богу с дерзкой речью. И получил приглашение в странный офис, где нашел лишь пожилого уборщика, с удовольствием мывшего полы. Надо ли объяснять, кем тот оказался и почему эту роль поручили Моргану Фриману? Сегодня в американском кино Бог может быть либо женщиной, либо чернокожим. И вот Брюс наделяется божественной силой. Теперь он всемогущ.

     Могла бы выйти интересная история, но не вышла. Хотя схожий прием - неудачник преображается в супергероя - с успехом применен в "Маске". Здесь никакого преображения не происходит: Брюс Всемогущий остается все той же жалкой личностью. И чудеса, которые он творит, - жалкие. По-мелкому напакостить конкуренту, чтобы заграбастать желанную должность, заставить песика пользоваться унитазом - вот его уровень. Правда, в свободное время Брюс решает осчастливить человечество - чохом исполняет просьбы молящихся. Мечта у среднего американца, по мнению авторов, одна - выиграть в лотерею. Впрочем, есть у Брюса проблема и посерьезнее: он хочет жениться на девушке, которая хочет выйти за него замуж. Проблема столь сложна, что с ней удается справиться только в финале и то при вмешательстве высших сил. Словом, глубина этого философского бассейна такова, что в нем и таракану не утопиться.

     Кстати, о бассейнах. Есть в фильме сцена, составляющая, судя по всему, предмет особой гордости режиссера: Брюс ходит по морю, аки по суху. Он висит в пустоте, и настоящая вода плещется у его ног. Это делается так. Строится бассейн с прозрачным дном. Наливается пара дюймов воды. В нее ставится актер. Под дно ставится камера. И вот актер стоит на воде, как на тверди. Фокус-покус немногим моложе самого кинематографа. Остальные режиссерские находки той же свежести. А ведь когда-то именно Том Шедьяк снял "Эйса Вентуру" и сделал Кэрри звездой! А тут даже неплохие остроты при полном отсутствии попутного ветра повисают, как кальсоны на веревке. Попытки Кэрри воровать у самого себя, цитируя что-нибудь свое "раннее", не помогают - из образа отвязного придурка он безоговорочно вырос.