Галопом за дипломом

      - "В одной из своих "колонок" вы говорили о Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, который в рамках эксперимента предоставляет осужденным возможность получить высшее образование дистанционным способом. Как стать участниками этой программы? Надежды стать полноценными членами общества не теряем, ведь начинали жизнь очень неплохо: один из нас даже окончил школу с медалью". - Александр Балук, Андрей Жилин, Новосибирск-27.

     

      - По моему поручению Московский государственный университет экономики, статистики и информатики готов предоставить вам возможность получить образование в дистанционной форме. МЭСИ имеет большой опыт обучения граждан, находящихся в местах лишения свободы. Учебный процесс осуществляется силами профессорско-преподавательского состава ближайшего с вами регионального центра МЭСИ. Для оформления документов, необходимых для зачисления в университет, обратитесь в Новый Сибирский университет, который расположен по адресу: 630020, Новосибирск, ул. Сухановская, 6а, тел.: (3832) 74-09-51, факс: (3832) 74-72-21, ректор Вавилина Надежда Дмитриевна.

     

     - "Министр образования, выступая в мае этого года в Челябинске, говорил о возрождении института вожатых. Слов нет, предложение своевременное. Но что уже конкретно сделано? К примеру, планируется ли исправить ситуацию, при которой должность вожатого не включена в список работников образования, которые имеют право на досрочное назначение пенсии по возрасту?" - Г.Г.Гареев, Башкортостан, село Кушнаренково.

     

     - Я думаю, что было бы очень хорошо, если бы в школах начали воссоздаваться органы самоуправления учащихся. Как они будут называться - пионеры или скауты - разницы нет. Но для работы с активом таких детских организаций в школе будет возрожден и значительно расширен институт педагогов-воспитателей. В Программе воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы действительно одним из приоритетных направлений выделено кадровое обеспечение этого процесса. Во все субъекты Российской Федерации из Министерства образования были направлены письма с рекомендациями вводить в штаты школ должность "старших вожатых". Чтобы повысить престижность этой профессии, в программу Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" ввели отдельную номинацию "Старшие вожатые". Ежемесячно проводятся курсы повышения квалификации этих ребячьих лидеров, выходит "Книга вожатого".

     К слову, сейчас речь идет и о расширении штатов школьных педагогов, которые занимаются воспитательной работой. Дело в том, что из-за демографических проблем (а число детей в школах все сокращается) часов на полную ставку многим учителям не хватает. Дополнительную нагрузку они смогут получить во внеучебной работе, возглавляя кружки и секции.

     Каждый год Минобразование обращается в Минтруд России с предложением внести должность "старшего вожатого" в список должностей, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости. Однако положительного ответа пока нет.

     

     - "Сейчас идет активное обсуждение школьной программы по литературе. На мой взгляд, неправильно, что в этом участвуют только литераторы и чиновники от образования. Почему никто не спрашивает историков? Произведения нужно выбирать так, чтобы они глубже отражали дух времени, и проходить их можно в сокращении. Нет ли планов в министерстве пересмотреть стандарт в этом направлении?" - Людмила Клименкова, Екатеринбург.

     

     - В настоящее время идет обсуждение проекта федерального компонента государственного стандарта образования по литературе. Этот документ рекомендован для широкого профессионально-общественного обсуждения. Материалы размещены на сайтах Минобразования РФ, Московского института открытого образования. Причем в группы разработчиков и доработчиков проекта входят не только литераторы, но и историки. И результаты не заставили себя ждать: в программу по литературе в старшей школе решено включить новый раздел "Основные историко-литературные сведения".

     В проекте обсуждаемого сейчас стандарта существенно обновлен перечень писательских имен последних десятилетий. И еще. Учитывая направленность современного литературного образования на текстуальное исследование произведений, в проекте список произведений, изучаемых в сокращении, сведен к минимуму. Это роман-эпопея М.Шолохова "Тихий Дон" на базовом уровне в старшей школе и роман Б.Пастернака "Доктор Живаго" в профильных классах.

     

     - "Высшее образование сейчас получить не проблема: столичные вузы открывают филиалы по всей стране. Другое дело - качество такого образования. Почему-то никого не удивляет, когда абсолютно непрофильные вузы готовят юристов или экономистов. Или в местных филиалах лекции читают учителя и священнослужители. Или, например, в крае открыли университет от Международной академии Сан-Марино. Через полгода занятий студентам предложили оплатить весь курс обучения (четыре года) и тотчас диплом в кармане". - Пономарев Валентин, станица Северская, Краснодарский край.

     

     - Что касается подготовки юристов и экономистов в сельскохозяйственных вузах, вузах культуры и других профильных учебных заведениях, то действительно такая практика имеется. Она была вызвана резкой нехваткой таких специалистов в период перестройки российской экономики. При этом лицензии на ведение такой подготовки Министерство образования давало под жестким контролем. Сейчас рынок труда такими специалистами насыщен, и уже второй год в министерстве работает комиссия по проверке качества образования, которое дают вузы, готовящие специалистов в области экономики, права, менеджмента. Работа комиссии (а журналисты уже прозвали ее "полицией качества") будет продолжаться еще минимум два года, в течение которых, мы надеемся, число недобросовестных вузов резко сократится.

     Что же касается деятельности филиала Международной академии Сан-Марино в станице Северской, то такому вузу министерство лицензии не выдавало и сведениями о нем не располагает. Прежде чем поступать учиться, убедитесь, что у вуза или филиала есть лицензия Минобразования. Причем каждый филиал обязан иметь самостоятельную лицензию с указанием его наименования и места нахождения.