"Возвращение" на Родину

          Премьера была закрытой - билетов на мероприятие не продавали, пускали только по приглашениям. Несмотря на это, ажиотаж у входа в один из главных кинотеатров Москвы был весьма изрядный - мероприятие проанонсировали во многих СМИ. Строгую охрану не удавалось разжалобить даже самоуверенным студентам ВГИКа, пытавшимся пройти толпой по студбилетам своего вуза.
     Мероприятие собрало весь цвет российского кинематографа - в праздничной толпе видели Владимира Машкова, Анну и Надежду Михалковых, Олега Янковского и многих других - да и кто же откажется от возможности первым в России увидеть фильм, наделавший столько шума в Венеции и поднявший престиж отечественного кинематографа на невиданную доселе высоту. Открывая торжественную часть мероприятия, Ирена Лесневская ("Возвращение" было снято возглавляемой ею компанией REN TV) посетовала на пустые места в зале и отсутствие среди гостей Михаила Касьянова и Юрия Лужкова. "В Венеции нам приходилось устраивать четыре дополнительных сеанса", - заметила Лесневская, и пригласила зрителей с задних рядов пересесть поближе, заняв места отсутствующих VIP-гостей. Зрителям показали 10-минутный видеоролик о венецианских приключениях команды Звягинцева - вот они со сдержанной радостью поднимаются на сцену за "львенком" за лучший дебют, а вот - уже со слезами на глазах под всеобщие овации становятся главными лауреатами венецианской "Мостры" и главными героями киногода. Выходя из здания дворца фестивалей, группа Звягинцева попадает в центр ликующей толпы, устраивающей команде долгую овацию. Слышно, как растерянный режиссер вполголоса спрашивает: "Что дальше делать-то?"
     "С наибольшим волнением мы ждали именно этого показа, - поделился поднявшийся следом на сцену Дмитрий Лесневский, исполнительный продюсер фильма, - для нас самое важное - как примут фильм на родине". Сменивший его у микрофона Анатолий Чубайс поведал собравшимся, как поддался на уговоры Лесневского выделить небольшую (400 тыс. долл.) сумму на производство фильма. "...Как человек, воспитанный Минфином, я тут же ответил - денег нет. Но Дмитрий назвал такую маленькую сумму и так расписывал мне перспективы проекта, что я в состоянии шока пообещал найти деньги", - поведал глава РАО "ЕЭС России", и пригласил на сцену съемочную группу Звягинцева в полном составе. Зал приветствовал кинематографистов стоя.
     "Мы можем перефразировать известную поговорку - когда говорят очевидцы, рождаются легенды, - напутствовал Андрей Звягинцев, - не верьте ничему из того, что вы прочитали про этот фильм, верьте только собственным чувствам".
     Нельзя сказать, что прием, оказанный фильму на родине, был теплее заграничного. Аплодисменты звучали гораздо тише, чем лента того заслуживала. "Не так важно, сколько аплодировали, важно, какой эффект произвела картина на зрителей", - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" Дмитрий Лесневский. "Пустые места и вялая реакция - обычная ситуация для VIP-премьер", - объяснил корреспонденту представитель Госкино, пожелавший остаться неизвестным. Тем не менее практически все опрошенные высоко оценили увенчанную лаврами киноленту. "Это новая эра в истории отечественного кинематографа, - сказал Анатолий Чубайс, - мы видели кино советское и постсоветское. Теперь пришло время для настоящего - российского - кинематографа". Телеведущий Владислав Флярковский заметил, что венецианскому жюри следовало бы дать картине еще один приз - исполнителю сложнейшей роли младшего брата 14-летнему Ивану Добронравову.
     Картина приобретена кинокомпаниями 30 стран мира, и уже сейчас многократно окупила вложенные в нее инвестиции. Однако российский прокатчик еще не нашелся. Как рассказал корреспонденту "РГ" Дмитрий Лесневский, в России картина пойдет в так называемом "независимом" прокате (это означает, что, например, в Москве фильм можно будет увидеть лишь в четырех кинотеатрах). Достойный прокат составляет предмет волнения актеров фильма - как рассказал нашему корреспонденту исполнитель роли отца Константин Лавроненко, вся актерская группа больше всего хочет, чтобы фильм увидело как можно большее число россиян ("независимый" прокат ограничен в своих возможностях). "Между прокатным, массовым кинематографом и авторским, фестивальным кино есть большая разница, и не стоит впадать в панику по поводу слабого интереса прокатчиков к "Возвращению": это нормальная ситуация, каждому свое", - пояснил корреспонденту "РГ" Владислав Флярковский. Простой зритель увидит "Возвращение" в конце октября.