Нынешний фестиваль без преувеличения можно назвать триумфом современного эротизма. Обнаженные тела своих актеров продемонстрировали многие театральные коллективы. Апогеем стал спектакль "Дачники" по пьесе Максима Горького в исполнении Омского драматического театра, где эротические сцены сознательно поставлены настолько смело и остроумно, что на протяжении постановки не перестаешь восторгаться элегантной отвязностью в игре актеров, здоровому цинизму, переходящему в конце пьесы в самопародию.
"Дачники" омичей - это не только демонстрация полуобнаженных женщин, но еще и абсолютно голый мужчина, после появления которого на сцене в зрительном зале долго стоял возбужденный гул женских голосов, а заезжие критикессы потом даже не могли уловить смысл происходящего до самого завершения первого акта. И только благодаря буфетной стойке в антракте их мысли приходили в определенный порядок... относительно женских персонажей. Мужчины же оставались не понятыми и большей частью публики не принятыми. Поэтому неудивительно, что, по определению представителей театральной критики, "Дачники" признаны женской пьесой, а Максим Горький - женским драматургом.
Впрочем, поставивший "Дачников" режиссер Евгений Марчелли определил жанр спектакля как "игры для мужчин и женщин". Поставив тем самым представителей обоих полов в абсолютное равенство. Остается добавить, что эти игры - азартные, провокационные. И совсем не похожие на модного ныне в столичных театральных кругах режиссера Эймунтаса Некрошюса, изобразившего, к примеру, чеховских героев никчемными импотентами. Нет, в российской провинции жизнь бурлит, страсти кипят. Пусть большей частью впустую, не доводя дело до результата, как это с чувством самоиронии показывают в своих фестивальных работах многие режиссеры.
Однако жизнь бьет ключом не только в России. Французский режиссер Жан-Клод Котийар поставил в Екатеринбурге с актерами местного Театра юного зрителя российскую премьеру пьесы своего соотечественника Копи "Эвита", в которой иронически пересказывается история жизни пассии аргентинского диктатора Хуана Перона - Эвы Перон. Во взбалмошной красавице, обворовавшей собственный народ, постановщик умудряется увидеть черты искренней, честной, несчастной женщины, страстно желавшей помочь обездоленным людям. Вот уж где напрочь отсутствует школа соцреализма с его непременным атрибутом - классовой борьбой. По собственному признанию, Жан-Клод Котийар ставит перед собой цель найти соотношение между восхитительной и смешной женщиной. Исполнительница главной роли Светлана Замараева великолепно справилась с этой задачей.
В спектакле "Зима" нет откровенной обнаженности, как, например, в шокирующих "Дачниках" или фарсовом "Великодушном рогоносце". Режиссер Михаил Бычков с тремя актерами Воронежского камерного театра показали милый бред двух солдат, отправленных в занесенную снегом Тмутаракань заложить взрывчатку. При этом замерзших и всеми забытых, кроме сказочной Снегурочки, ставшей их ангелом-хранителем. Их диалоги и воспоминания о юности настолько тонко, изящно, безупречно исполнены, что, находясь в неотапливаемом зале, начинаешь верить и сочувствовать происходящему на сцене. А это ли не показатель мастерства игры и высокого уровня фестиваля "Реальный театр"?