Здание российской империи рухнуло под весом российской бюрократии, заметил один из отечественных политологов. Теперь выясняется, что на "обломках самовластья" ничего нового не появилось. Проблемы российской госслужбы все те же, что и сто лет назад, - недостаточная эффективность, снижение престижа и доверия, непоследовательность кадровой политики, закрытость системы госслужбы и слабые механизмы для профилактики коррупции в рядах российского чиновничества, а также борьбы с ней. Это признал и Президент России Владимир Путин, утверждая 15 августа 2001 года концепцию реформирования системы государственной службы. В документе были определены направления большой административной реформы. А спустя год появилась и федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации", рассчитанная на 2003 - 2005 годы.
Чтобы начать ее претворять в жизнь, требовалось, во-первых, провести большой смотр, чтобы понять, как перестраивать всю чиновничью рать. А во-вторых, принять законы, чтобы люди, призванные на службу государству, не были для него тяжелым бременем.
Что касается рати, то вот статистика - в 2002 году российских государственных служащих и иных работников государственных органов, а также муниципалитетов было 1 миллион 53 тысячи человек.
Федеральные чиновники составляют примерно треть этой армии - 315,1 тысячи человек. Из них в центральных аппаратах федеральных органов трудятся около 25 тысяч человек, на местах - 290 тысяч человек. За период с 1992 по 2002 год чиновников в России стало больше в 1,8 раза. Средний возраст российских госслужащих - 40 лет. Более 30 процентов госслужащих в возрасте 50 лет и старше.
В 2002 году средняя зарплата госслужащих составила 5238 рублей.
А первый из реформаторского пакета Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" был принят в апреле. Депутаты построили систему государственной службы России по президентскому проекту, приведя в порядок разномастные ряды российских чиновников. Определили правовые и организационные основы госслужбы и системы управления ею, закрепили общие правила государственной службы России, которую образуют три вида федеральной госслужбы (гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов Федерации.
Второй законопроект, поступивший в Думу, определяет правила уже конкретной госслужбы - гражданской.
В законопроекте уточнены принципы гражданской службы, показана взаимосвязь гражданской службы с иными видами госслужбы, а также с муниципальной службой.
Гражданских госслужащих разведут по классам и по категориям должностей - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Все должности гражданской госслужбы будут включены в реестр. Поступить на госслужбу гражданин России сможет только по конкурсу. Однако оговорены случаи, когда конкурс не проводится. Возвращается и такое понятие, как кадровый резерв. Правда, это уже не то же, что резерв партии, как в прежние времена.
Вообще президентский законопроект очень строг и придирчив к отношениям чиновника и партии. Гражданский госслужащий не имеет права использовать должностные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и выражать отношение к ним, создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий и общественных объединений за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных организаций общественной самодеятельности.
За все эти прегрешения чиновника могут отстранить от должности. Такая мера согласно законопроекту будет грозить чиновнику за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, за уклонения от обучения, проверки его знаний и навыков в области охраны труда.
"Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от выполнения своих служебных обязанностей в период регулирования конфликта интересов". Денежное содержание за это время ему начисляться не будет.
Запретов на гражданской службе довольно много: запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации (кроме случаев, установленных федеральным законом), запрещается замещать должность госслужащего народным избранникам, депутатам всех мастей, профсоюзным руководителям и работникам их аппаратов.
Чиновник не должен заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, быть поверенным в чужих делах, получать вознаграждения в связи с исполнением служебных обязанностей в виде подарков, денег, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов. Госслужащему запрещается выезжать за границу по служебным делам за счет средств физических и юридических лиц (за исключением командировок, связанных с международными договорами), разглашать служебную информацию, ставшую ему известной благодаря служебной деятельности. Ему не разрешается публично оценивать (в том числе и в средствах массовой информации) деятельность государственных органов, их руководителей, их решения. Всего в перечне 15 запретов.
В законопроекте перечислены и требования к госслужащим. Они не напоминают моральный кодекс строителя коммунизма, как Кодекс поведения госслужащих, предложенный депутатами, но довольно четко обозначают рамки - что такое хорошо и что такое плохо для госслужащего "при исполнении". От него требуется не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, соблюдать нейтральность, не допускать влияния партийных решений на свою служебную деятельность, быть корректным и внимательным в обращении с гражданами.
Но утверждать этот чиновничий идеал скорее всего будут депутаты Госдумы нового созыва. Нынешние за своими предвыборными хлопотами и работой над проектом бюджета вряд ли успеют.