"Провинциальные танцы"

В 1999 году одним из самых ярких моментов первого Европейского фестиваля современного танца в Москве стал гала-концерт "Русский вечер", который собрал все лучшие на тот момент силы страны. Забитый под завязку и выше зал Театра имени Моссовета доказал - у нас уже есть не только самоотверженные приверженцы модерн-данса, но и зрители, желающие смотреть эту заморскую диковинку в русском варианте. В тот вечер, почти что в споре по гамбургскому счету, титул лучшей российской танц-труппы получили и не отдают никому екатеринбургские "Провинциальные танцы". Показанную ими "Свадебку" на музыку Стравинского назвали первым культовым спектаклем российского contemporary dance.

Справедливости ради нужно сказать, что "провинциалы" не были первыми и уж тем более никогда не были единственными в своем жанре. Обязательно нужно вспомнить трагически погибшего год назад хореографа из Перми Евгения Панфилова. Разносторонне одаренный самоучка, он в начале 90-х практически в одиночку своими спектаклями самоотверженно вписывал первые страницы официальной истории современного танца в России.

Балет Евгения Панфилова был феноменом по преимуществу отечественным. "Провинциальные танцы" стали продуктом международной интеграции. В танцевальной лексике Татьяны Багановой, хореографа и идейного лидера "провинциалов", при желании легко различить следы уроков, полученных на мастер-классах зарубежных педагогов и на просмотрах спектаклей. Но, по большому счету, она научилась у лучших европейских хореографов другому. Чему в принципе не учат, даже на уроках композиции - умению оформить свои смутные видения в кристально ясную форму постановки и не лишить их при этом поэтического ореола. Когда вспоминаешь "Кленовый сад", один из лучших спектаклей "Провинциальных танцев", в голову приходят не какие-то танцевальные па и даже не отдельные эпизоды, а ощущение бесконечно тянущегося удивительного сна, фотографически четкого в каждом своем мгновении и загадочного в целом.

Два года назад "Провинциальные танцы" привезли в Москву совершенно неожиданный спектакль, который назывался "Тихая жизнь с селедками". В нем изначально близкая Багановой феминистская парадигма современного танца была доведена до своего логического и комического предела. Суровые женщины в фартуках выгружали флегматичных мужчин из авосек, вертели взад-вперед и, в конце концов, доводили их до полной готовности к употреблению. Этот макабрический сюжет иллюстрировался слайдами, на которых селедка проходила примерно те же стадии на пути к нашему столу и завершался призывом любить эту замечательную рыбу. Серьезные визионеры из Екатеринбурга вдруг ощутили в себе готовность смеяться, в том числе и над собой.

"Полеты во время чаепития", показанные позавчера в рамках московского фестиваля современного танца DanceInversion, решают еще более необычную задачу. В них ирония "Селедок" оказывается помещена в призрачную атмосферу "Кленового сада". Две стихии, существовавшие в спектаклях "Провинциалов" по отдельности, оказались слитыми в одну посуду и взбитыми в фантастический коктейль. По косвенным признакам (звучащая в спектакле фраза про поросенка и две цитаты в программке) можно определить влияние "Алисы в стране чудес" Кэрролла. Но эта книга становится не источником сюжета, а лишь моделью соединения логики сновидения и живого юмора.

Цепочка разнородных эпизодов-картинок спаяна общей идеей, выстраивающей спектакль. Женщины, сохранив свою активную жизненную позицию, вновь пытаются быть женственными. Они деловито снуют смешной подпрыгивающей походкой, взмахивая взъерошенными химической завивкой головами. Но и мужчины здесь покрепче, чем в "Селедках". Они по очереди поедают виноград, висящий серьгами на одной из женщин, и танцуют чувственные танго под звуки виолончели.

После русского блока, завершившегося вчера, фестиваль DanceInversion взял небольшую паузу. Следующей точкой в его географии станет Нант - работающий в этом французском городе известный хореограф Клод Брюмашон представит свою танц-пьесу "Дикие маки" 11 и 12 октября.