- Каковы новые цели Франции и России в их политическом диалоге?
- Россия и Франция в основном исходят из одинакового анализа и придерживаются одинаковых принципов, действий, в частности, на международной арене, и недавние события дали возможность нам это проверить. Иракский кризис позволил нашим двум странам напомнить о центральной роли ООН и первенстве соблюдения международного права. В самом деле, ужасные события 11 сентября 2001 года привели нас к выступлению за усиление диалога между народами, культурами, религиями, бороться против терроризма во всех его проявлениях. Реагируя на умножение региональных кризисов, нарастание терроризма и угрозы распространения оружия массового поражения, Франция и Россия укрепили свои каналы диалога и согласования позиций, в частности, путем создания в июле 2001 года Франко-российского совета сотрудничества по вопросам безопасности.
Мы также можем говорить о продолжительной поддержке, которую Франция оказывает России в ее усилиях по модернизации и реформам, во все большей интеграции в международное сообщество (процесс вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития, во Всемирную торговую организацию, председательство России в "группе восьми" в 2006 году), равно как и в углублении ее привилегированных отношений с Европейским союзом.
Речь также идет о том, чтобы вместе, в качестве стран "восьмерки", в полной мере брать на себя ответственность, совместно работать над преодолением раскола между Севером и Югом, противостоять угрозе, нависшей над нашим будущим из-за потепления климата, бороться с терроризмом, предотвращать распространение оружия массового поражения.
Наконец, наш политический диалог, как двусторонний, так и в рамках ЕС, не может избегать тему Чечни. Наши российские друзья хорошо знают позицию Франции по этому болезненному вопросу, и мы поддерживаем всякий политический процесс, который направлен на установление мира при уважении территориальной целостности России и соблюдении прав человека.
- Господин премьер-министр, каковы, по вашему мнению, самые важные области во франко-российском экономическом сотрудничестве?
- В двустороннем сотрудничестве в последние годы отмечено существенное продвижение вперед, в особенности после межправительственного семинара в ноябре 2002 года: совместные масштабные операции конкретизировались в приоритетных областях экономического сотрудничества - аэронавтике, космосе и энергетике.
При межправительственных контактах, будь то в Российско-французской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, будь то во Франко-российском совете по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, всегда упоминают об амбициозных проектах, которые связаны с ведущими отраслями наших экономик. Например, французские компании разработали ноу-хау в аэронавтике и космической отрасли, что создает благоприятные условия для партнерства с российской промышленностью, которая также находится в лидерах в этих областях. Это относится и к энергетике: Россия - один из главных поставщиков Франции, и именно французская компания является главным покупателем российских нефтепродуктов. Все это оправдывает интенсивное сотрудничество между нашими двумя странами и в этой отрасли.
Но нам не следует ограничиваться этими двумя областями. Городской и железнодорожный транспорт, здравоохранение и фармацевтика, сфера услуг - все это отрасли, в которых французские компании обладают большими возможностями, которые могут быть использованы и в России.
В более общем плане мы призываем именно к динамике "партнерства": впрочем, это станет объединяющей темой выставки "Франс Тех в России", которая открывается в Москве 7 октября. Она позволит более чем 150 французским компаниям представить свою технологию и ноу-хау российским компаниям и специалистам.
Очевидно, что для Франции Россия - приоритетная страна. Именно поэтому я намерен придать новый импульс двусторонним экономическим отношениям, дав старт плану действий в России, который будет представлен на межправительственном семинаре. Этот план призван развивать значительное и долгосрочное присутствие французских компаний в России.
- Каким вам представляется будущее энергетического диалога между Россией с Европейским союзом и, в частности, с Францией?
- Россия и ЕС - естественные партнеры в энергетике: 45 процентов российского энергетического экспорта в стоимостном выражении поступает в ЕС. Обе стороны в настоящее время определяют основные направления своей энергетической политики на ближайшие 20 лет. ЕС в "Зеленой книге" в основном ставит задачу обеспечения надежности поставок. Россия с помощью своей энергетической стратегии стремится привлечь инвестиции для модернизации производственных мощностей и увеличения эффективности энергетической отрасли. Между этими двумя курсами существуют большие зоны для согласования позиций, а гибкие механизмы Киотского протокола могли бы их существенно расширить.
Энергетический диалог уже позволил выявить первый список проектов, представляющих общий интерес, один из которых непосредственно интересует одну из наших компаний: "Тоталь" хотела бы разрабатывать в партнерстве с российскими предприятиями Штокмановское месторождение в Баренцевом море.
Франция активно содействует энергетическому диалогу и в качестве страны с мощной гражданской атомной энергетикой и первого покупателя российской нефти должна сыграть в этом значительную роль. В ходе государственного визита во Францию Президента Путина в феврале 2003 года обе страны приняли совместную декларацию о двустороннем энергетическом сотрудничестве, и мой приезд в Москву будет проходить под знаком приоритетной темы нашего двустороннего энергетического сотрудничества. По нашему мнению, будущее связано со все более благоприятной деловой обстановкой, юридическими условиями, отвечающими нуждам компаний как российских, так и европейских.
- Каковы, с вашей точки зрения, наиболее интересные и многообещающие проекты в российско-французском промышленном сотрудничестве?
- Проведение нынешней выставки "Франс Тех в России" подтверждает общее стремление к усилению франко-российских отношений, выраженное в прошлом году в Тулузе, в частности в области промышленности и науки. Действительно, нам надо добиться прогресса в области промышленного оборудования и высоких технологий. Намечается сотрудничество в области инновационных технологий.
Французская и российская промышленность работает над региональным самолетом РРЖ, который будет оснащен франко-российским двигателем. Это очень важный проект как по своим экономическим масштабам (рынок оценивается в 7 млрд. евро), так и потому, что авиационный двигатель впервые будет создаваться российской компанией (НПО "Сатурн") и иностранной, в данном случае французской компанией СНЕКМА.
Не будем забывать о результатах соглашения о сотрудничестве, заключенном в 2001 году группой ЕАДС и Росавиакосмосом, в частности, создание российской компанией КАСКОЛ и "Эрбасом" инженерного центра, который постепенно будет набирать обороты.
В космической области, которая воспользуется решением об установке мощностей по запуску ракет "Союз" в Куру, мы также прошли важные этапы: создание франко-российской компании "Старсем" по обеспечению коммерческого использования ракет-носителей "Союз", сотрудничество между "Алькатель" и российскими компаниями в деле создания спутников.
Надо также упомянуть о крупном автомобилестроительном проекте "Рено" в Москве, который приведет к большим последствиям, поскольку "Рено" будет работать с российскими промышленными партнерами в выпуске новой модели.
- Будете ли вы обсуждать с российскими собеседниками перспективы вступления России в ВТО? Какова французская позиция по этому вопросу?
- Конечно, ВТО будет входить в круг тем, которые будут затрагиваться на наших переговорах. Участие России в ВТО жизненно важно. Россия нуждается в ВТО для продолжения интеграции в мировую экономику. Международное сообщество тоже нуждается в том, чтобы Россия была включена в эту систему, предполагающую регулирование торговли, при которой государства действуют по принятым всеми правилам.
У России хорошие перспективы вступления. Переговоры существенно ускорились с начала 2002 года, особенно после получения Россией статуса страны с рыночной экономикой. Как я говорил в Санкт-Петербурге 30 июня, мы не пожалеем усилий, чтобы сохранить набранный темп.
Позиция Франции проста, ее разделяют и наши европейские партнеры, поскольку, как вы знаете, по вопросам торговли ЕС уже давно говорит одним голосом. Мы хотим, чтобы Россия продолжила усилия по улучшению предложений по открытости рынка, в особенности в сфере услуг.
Во имя сохранения культурного разнообразия, которое связано с культурой и лицом народа, либерализация аудиовизуального сектора может привести к большим потерям и небольшому выигрышу. Впрочем, большая часть стран ВТО не ошиблась, поскольку лишь меньшинство сделало предложения в этой сфере. С нашей точки зрения, эта тематика относится к компетенции ЮНЕСКО, где мы должны объединить усилия для принятия конвенции о культурном разнообразии.
- Видите ли вы изменения тенденции во французских инвестициях в России?
- Многие французские компании проявили в последние годы интерес к России. В последнее время, мне кажется, можно выявить три существенных изменения.
Прежде всего наши инвестиции значительно диверсифицировались. Несколько лет назад они были сосредоточены в энергетике и агропромышленной сфере. Сейчас инвестиции видны в розничной торговле, автомобилестроении, производстве шин, промышленного оборудования, металлургии, банковском деле, логистике и многих других.
Еще одно изменение: в России инвестируют не только крупные компании, но и средние предприятия.
Наконец, и это самое важное, надо отметить значительное увеличение объема французских инвестиций в России, которые сейчас превышают 800 млн. евро и в ближайшие месяцы перейдут миллиардный рубеж. Это составляет 4 процента прямых инвестиций в России. Такой позицией не следует пренебрегать, но и не следует ею удовлетворяться при учете экономического веса Франции и потенциала, который представляет Россия, страна-партнер и друг.
Итак, план действий, который будет объявлен на межправительственном семинаре, превратит присутствие французских инвесторов в России в одно из приоритетных направлений с целью наилучшего охвата в зависимости от типа компаний. При этом нельзя забывать, что Россия - не только Москва и Санкт-Петербург.
Все это показывает, что франко-российские экономические отношения развиваются действительно динамично. Правительство Франции, как и России, намерены способствовать углублению этой очень положительной тенденции.
- Что можно было бы сделать для облегчения и развития контактов между гражданскими обществами наших стран?
- Прежде всего следует облегчить контакты и поездки. Это обеспечивается обновленным визовым режимом, приспособленным к современным реалиям и потребностям. Как трудно сейчас встречаться нашим преподавателям и студентам! Если мы хотим, чтобы друг у друга распространялись русский и французский языки, надо облегчить диалог! Мы это предлагаем, и взаимность в этом деле позволила бы двигаться вперед. Если вы хотите также, чтобы французские предприниматели инвестировали и производили в России, давайте освободим их от бессмысленных административных преград, в которые они еще так часто упираются!
Франция разделяет стремление России и ее Президента изучать условия, при которых со временем можно будет перейти на безвизовый режим между ЕС и Россией. На двустороннем уровне премьер-министр Касьянов и я рассмотрим возможные улучшения нынешних условий выдачи виз при соблюдении шенгенского режима и принципа взаимности. Есть пространство для маневра в деле облегчения поездок наших сограждан.
Мы также очень активны в сотрудничестве в области образования, в том числе высшего, в области научных исследований. Мы решительно поддерживаем интеграцию России в европейское образовательное и научное пространство. Наконец, я думаю, что празднование 300-летия Санкт-Петербурга способствовало развитию диалога между нашими гражданскими обществами благодаря многочисленным культурным мероприятиям, организованным разными сторонами. Я сам в июне приезжал в Санкт-Петербург для открытия библиотеки Вольтера.