Предприятия республики и после победы над ветхим жильем будут вносить добровольно-принудительные взносы на строительство новых квадратных метров. Руководство региона планирует сделать их участниками реализации Программы финансирования жилищного строительства в Республике Татарстан.
Сама Программа была утверждена указом президента РТ еще в июле этого года. Однако до сих пор не ясно, как она будет осуществляться и какое ведомство за что будет отвечать. Ясно только, что основная забота о жилье ляжет на плечи населения республики. «Роль населения в этом процессе должна выпирать из всех щелей. Бесплатного жилья больше не будет, и это все должны понимать», - заявил на заседании межведомственной комиссии по реализации Программы вице-премьер РТ Равиль Муратов.
Классический вариант ипотечного строительства будет рассматриваться лишь как один из путей обеспечения нуждающихся граждан нормальным жильем. Кроме того, разработчики документа предполагают использование активов местного и федерального ипотечных агентств, республиканского бюджета, ресурсов банков и корпораций, а также средств внебюджетных и негосударственных пенсионных фондов. Не останутся в стороне и промышленные предприятия региона - как и в пору борьбы за ликвидацию ветхого жилья им придется делать добровольные взносы в Государственный внебюджетный жилищный фонд в размере 1 процента с прибыли. Весьма интересные предложения по финансированию столь масштабного проекта есть и у Министерства финансов - инвестировать в строительство средства государственного Пенсионного фонда. А что? И строителям хорошо - будет на что строить, и пенсионерам выгодно - такое использование накопительной части пенсий обернется для них лишней копеечкой. Однако непосредственно механизмы привлечения средств пока не определены, равно как и собственно «фронт работ». По словам заместителя министра экономики и промышленности РТ Алевтины Кудрявцевой, «на данном этапе необходимо проанализировать ситуацию - разобраться со структурой существующего жилого фонда и оценить количество тех, кто действительно нуждается в улучшении своих жилищных условий. Мы должны знать, для кого строим и каковы кредитные возможности тех, кто будет участвовать в программе».
Определиться, действительно, было бы неплохо. Ведь если учесть, что на каждого жителя республики, включая владельцев частных домов, в среднем приходится по 19 с половиной «квадратов», получается, что наши люди в жилье не очень-то и нуждаются. К тому же, считать человека нуждающимся в жилье до сих пор не позволяли так называемые социальные нормы - 9 квадратных метров «на брата». Чтобы как-то облегчить задачу статистикам, которым предстоит разбираться с этим вопросом, исполнительный директор ГВЖФ Талгат Абдуллин взял и предложил «всех граждан, достигших 18 лет, считать нуждающимися в улучшении жилищных условий».
Однако определиться с количеством нуждающихся - это полдела. Строить надо еще так, чтобы не нарушить стройного облика больших и малых населенных пунктов республики, то есть в соответствии с генеральными планами застройки, которых пока у многих городов и районов и вовсе-то нет.
Особый упор разработчики программы делают на строительство современных инженерных коммуникаций и внедрение энергосберегающих технологий, которые должны существенно снизить стоимость и жилья, и жилищно-коммунальных услуг. Хотя власть сама признает, что в Казани, как, собственно, и во всей республике, с этим делом пока туговато. «Вот в Салмачах строят поселок для среднего класса, - сетовал на заседании Равиль Муратов. - Элитный поселок! А тепло в дома там будет поступать из котельной по уличным трубам. А почему нельзя было установить в каждом доме газовые котлы, чтобы не терять на строительстве котельной, чтобы не было таких теплопотерь?»
Возвращаясь к роли населения в реализации программы, стоит отметить еще одно ноу-хау отцов документа. Еще с 1996 года в недрах республиканского парламента зреет законопроект о страховании жилого фонда от ветхости. Деньги, которые гражданин вносит за амортизацию жилья либо в виде платежа за найм, либо в виде налога на имущество, если жилплощадь находится в собственности, должны поступать в единый фонд. К моменту, когда жилье станет ветхим, этих денег должно хватить если не на абсолютно новое, то хотя бы на аналогичное жилье.
Сама идея, вроде бы, неплохая. Однако как быть в том случае, когда целиком и сразу обветшает микрорайон, или того хуже - целый город? А такие перспективы вполне реальны. Набережные Челны, например, строились разом 25 лет назад, так что и обветшают они тоже разом, причем уже довольно скоро...