Жилищная программа Татарстана

Предприятия республики и после победы над ветхим жильем будут вносить добровольно-принудительные взносы на строительство новых квадратных метров. Руководство региона планирует сделать их участниками реализации Программы финансирования жилищного строительства в Республике Татарстан.

Сама Программа была утверждена указом президента РТ еще в июле этого года. Однако до сих пор не ясно, как она будет осуществляться и какое ведомство за что будет отвечать. Ясно только, что основная забота о жилье ляжет на плечи населения республики. «Роль населения в этом процессе должна выпирать из всех щелей. Бесплатного жилья больше не будет, и это все должны понимать», - заявил на заседании межведомственной  комиссии по реализации Программы вице-премьер РТ Равиль Муратов.

Классический вариант ипотечного строительства будет рассматриваться лишь как один из путей обеспечения нуждающихся граждан нормальным жильем. Кроме того, разработчики документа предполагают использование активов местного и федерального ипотечных агентств, республиканского бюджета, ресурсов банков и корпораций, а также средств внебюджетных и негосударственных пенсионных фондов. Не останутся в стороне и промышленные предприятия региона - как и в пору борьбы за ликвидацию ветхого жилья им придется делать добровольные взносы в Государственный внебюджетный жилищный фонд в размере 1 процента с прибыли. Весьма интересные предложения по финансированию столь масштабного проекта есть и у Министерства финансов - инвестировать в строительство средства государственного Пенсионного фонда. А что? И строителям хорошо - будет на что строить, и пенсионерам выгодно - такое использование накопительной части пенсий обернется для них лишней копеечкой. Однако непосредственно механизмы привлечения средств пока не определены, равно как и собственно «фронт работ». По словам заместителя министра экономики и промышленности РТ Алевтины Кудрявцевой, «на данном этапе необходимо проанализировать ситуацию - разобраться со структурой существующего жилого фонда и оценить количество тех, кто действительно нуждается в улучшении своих жилищных условий. Мы должны знать, для кого строим и каковы кредитные возможности тех, кто будет участвовать в программе».

Определиться, действительно, было бы неплохо. Ведь если учесть, что на каждого жителя республики,  включая владельцев частных домов,  в среднем приходится по 19 с половиной «квадратов», получается, что наши люди в жилье не очень-то и нуждаются. К тому же, считать человека нуждающимся в жилье до сих пор не позволяли так называемые социальные нормы - 9 квадратных метров «на брата». Чтобы как-то облегчить задачу статистикам, которым предстоит разбираться с этим вопросом, исполнительный директор ГВЖФ Талгат Абдуллин взял и предложил «всех граждан, достигших 18 лет,  считать нуждающимися в улучшении жилищных условий».

Однако определиться с количеством нуждающихся - это полдела. Строить надо еще так,  чтобы не нарушить стройного облика больших и малых населенных пунктов республики,  то есть в соответствии с генеральными планами застройки, которых пока  у многих городов и районов и вовсе-то нет.

Особый упор разработчики программы делают на строительство современных инженерных коммуникаций и внедрение энергосберегающих технологий, которые должны существенно снизить стоимость и жилья, и жилищно-коммунальных услуг. Хотя власть сама признает, что в Казани,  как,  собственно,  и во всей республике,  с этим делом пока туговато.  «Вот в Салмачах строят поселок для среднего класса,  - сетовал на заседании Равиль Муратов. - Элитный поселок! А тепло в дома там будет поступать из котельной по уличным трубам.  А почему нельзя было установить в каждом доме газовые котлы,  чтобы не терять на строительстве котельной,  чтобы не было таких теплопотерь?»

Возвращаясь к роли населения в реализации программы, стоит отметить еще одно ноу-хау отцов документа. Еще с 1996 года в недрах республиканского парламента зреет законопроект о страховании жилого фонда от ветхости. Деньги, которые гражданин вносит за амортизацию жилья либо в виде платежа за найм,  либо в виде налога на имущество, если жилплощадь находится в собственности, должны поступать в единый фонд.  К моменту, когда жилье станет ветхим, этих денег должно хватить если не на абсолютно новое,  то хотя бы на аналогичное жилье.

Сама идея,  вроде бы, неплохая.  Однако как быть в том случае, когда целиком и сразу обветшает микрорайон, или того хуже - целый город? А такие перспективы вполне реальны. Набережные Челны,  например,  строились разом 25 лет назад,  так что и обветшают они тоже разом, причем уже довольно скоро...