Главный принцип учителя

- Первыми меня с победой поздравили мои ученики - выпускники этого года, те, кто болел за меня больше всего. Звонят на мобильный постоянно, спрашивают номер поезда, на котором я приеду. Это мой, так сказать, последний класс, ведь с сентября этого года я исполняю обязанности директора гимназии. Кстати, провожали они меня в полном составе. Проводник подумал, что какая-нибудь знаменитость уезжает. Звонят и коллеги-учителя, даже те, с кем работал в другой школе. Конечно, мне очень приятно.

- Как вы относитесь к модернизации образования?

- Модернизация - это процесс. Введение единого экзамена, переход к двенадцатилетке - это средства. А во имя чего все делается? Я не понимаю, какова цель реформ? Мне кажется, что главный элемент модернизации образования - его гуманитаризация: "очеловечивание" знаний.

- Игорь Альбертович, вы учитель-исследователь, один из немногих преподавателей истории, кому удалось соединить историю и риторику. Кто из древних ораторов вам ближе?

- Мне близки традиции Сократа: учитель и ученик равны. Дети ни в коем случае не должны чувствовать, что преподаватель выше их. Они понимают, что мы - более знающие люди, но очень не любят, когда педагоги это навязчиво демонстрируют. Подмечают все интонации, жесты. Поэтому я стараюсь быть с ребятами на равных. Насколько это получается - судить им. Но один мой ученик на выпускном сказал: "Игорь Альбертович - тридцатый ученик в нашем классе".

- А как же дисциплина, которая, как известно, в школе - главное?

- Меня пугает, когда на уроке стоит гробовая тишина. Такое ощущение, что ребята что-то задумали и выжидают. Я чувствую себя более спокойно и уверенно, когда на уроке мы с учениками общаемся, дискутируем, в общем, когда есть диалог.

- Сейчас существует очень много различных трактовок исторических событий. Есть ли сегодня учебник истории, который вас полностью устраивает?

- Да, есть интересные учебники. Например, "История нового и новейшего времени XVII-XIX веков" нашего питерского автора Анны Юдовской. Это издание дает не традиционный подход: экономика, политика и коротко о культуре, а начинает изучение истории с мира идей, духовной и бытовой культуры. А после этого идет политическая история, которая гармонично растворяется в экономической.

- Ректор МГУ предложил вам стать профессором Московского университета. Как вам это предложение?

- Мне эта мысль понравилась. Если не предложат стать профессором Петербургского университета, тогда стоит подумать...

Подробный отчет о "Деловом завтраке" будет опубликован в ближайшем номере "Российской научной газеты".