Возвращение денег в центр

Вроде бы не так давно был принят и Бюджетный кодекс Российской Федерации, в 215-й статье которого сказано, что казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации находится в сфере его полномочий. В переводе на русский язык это означает, что деньги, имеющиеся в регионе, область, край или республика считают в своем кармане сами, и сами же их расходуют, в чем и отчитываются перед государством. В утвержденной Правительством РФ в 2001 году Программе развития бюджетного федерализма тоже говорится, что "к 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение", которое должно осуществляться на основе единых федеральных стандартов.

Но уже сегодня, по сути на полпути, когда как практически половина регионов, выполняя положения названных выше кодекса и программы, создали свои казначейства, сосредоточив в них лучшие кадры местных финансистов, разработав программное обеспечение, методику действий, получив первые и, забегая вперед, скажем, весьма положительные результаты, все это готово быть сломано очередным приступом реформирования.

Как нам стало известно, Государственная Дума России готовит к рассмотрению поправки в тот же Бюджетный кодекс (а в Закон о федеральном бюджете на 2004 год уже включена прямая норма), предусматривающие обязательную передачу полномочий по исполнению бюджетов этих самых субъектов и местных бюджетов органам федерального казначейства. Тогда как до сих пор это было актом сугубо добровольным.

Чем бы ни была вызвана инициатива по внесению такой поправки, необходимо напомнить следующее. Согласно статьям 71 и 72 Конституции РФ исполнение бюджета не относится к предметам ни исключительного, ни совместного ведения Федерации и ее субъектов, а в соответствии с 73-й статьей субъект РФ в этом вопросе обладает всей полнотой государственной власти. Таким образом, в случае принятия таких поправок будет попросту нарушен Основной закон государства.

Но это, если так можно выразиться, высокая политика. Есть, однако, и практика. И ее положительные результаты убедительно говорят в пользу существующего порядка.

Прежде всего сосредоточение всех функций исполнения бюджета в руках региональных властей обеспечивает их полную ответственность за конечный результат. Во-вторых, это дает им возможность гибко и оперативно реагировать на любые неожиданности, возникающие в жизни региона (неурожай, стихийное бедствие и т. п.).

В-третьих, гарантируется возможность жесткого контроля на всех стадиях бюджетного процесса, обеспечивается полная "прозрачность" всех финансовых операций. Это позволяет не только выявлять нарушителей финансовой дисциплины, но, что, может быть, еще важнее, предотвращать эти нарушения. Исполнительная власть субъекта Федерации получает от своего казначейства ежедневную оперативную информацию о движении средств в казне. Благодаря этому она находится в курсе всех потребностей и возможностей своего региона. А региональные казначейства эти возможности существенно увеличивают за счет применения гибкого механизма управления финансовыми ресурсами.

В Чувашии, например, сегодня нет долгов не только по зарплате работников бюджетных организаций, но и в полном объеме обеспечиваются льготы ветеранам, жилищные субсидии, помощь малообеспеченным и многодетным семьям, выплаты сиротам. Успешно осуществляются такие программы, как газификация, строительство дорог, социального жилья, объектов соцкультсферы. Республика занимает третье место среди 15 регионов Поволжья по инвестициям в расчете на душу населения. В Ставропольском крае впервые за 12 лет отпускные учителям выплачены без традиционного заимствования ссуд в федеральном бюджете и уже в сентябре выполнена годовая программа дорожного строительства - при том, что деньги дорожникам придут из центра только в конце года. Это, как говорится, "упрямые" факты, от признания которых не уйти.

Если же предлагаемые поправки будут приняты, возникнет сразу несколько вопросов, на которые весьма трудно дать положительные ответы.

Прежде всего создание высокоцентрализованной модели управления бюджетами снижает уровень самостоятельности и ответственности региональных органов власти, что не соответствует проводимой государством федеративной политике. Немаловажно и то, что из центра часто не видны географические, природные, демографические особенности области, края, республики. А именно они часто требуют оперативной корректировки технологии исполнения бюджетов, что возможно сделать только на данном конкретном уровне. К тому же, как считает абсолютное большинство финансистов-практиков, в органах Федерального казначейства отсутствуют современные программные комплексы. Поэтому они не в состоянии оперативно представлять всю необходимую субъекту Федерации отчетность и информацию, что не может не сказаться на качестве управления его денежными средствами.

Другое дело, когда речь идет о высокодотационных или находящихся в состоянии финансового кризиса либо в режиме внешнего управления областях: здесь управление бюджетом обязательно должно находиться в руках Федерального казначейства. И это никто оспаривать не намерен.

Пожалуй, вместо заключения стоит напомнить, что практически все 15 регионов - победителей трехуровневого конкурса Мирового банка, отобранных им совместно с Минфином России, в основу своих программ реформирования финансов заложили идею региональных казначейств. Поэтому для государства, видимо, выгоднее соединить их опыт с наиболее удачными наработками других субъектов Федерации и на этой основе разработать для них общероссийские стандарты кассового исполнения бюджета.