На "колеса для бедных", которые ежедневно перевозят по городу десятки тысяч пассажиров, нельзя смотреть без слез. Сейчас в тульском троллейбусном парке 97 машин, и только 70 из них работают на линиях, остальные ремонтируются. Удивляться тут нечему: многим "усатым" трудягам уже по 13 лет, они выработали свой ресурс, однако после капремонта снова колесят по маршрутам. Но старье есть старье, на троллейбусе из прошлого века даже опытный водитель не всегда с честью выходит из сложных ситуаций на забитых автомобилями узких улицах города. Резкое торможение из-за лихачей, так и норовящих подрезать тихоходный транспорт, зачастую приводит к травматизму пассажиров. Только в этом году на различных маршрутах было 18 таких неприятных инцидентов.
- Ремонт или обновление машин требует солидных средств, - поясняет директор МУП "Тулгорэлектротранс" Николай Салищев. - Добиться этого нам самим пока не по силам, поэтому, чтобы пассажиры могли чувствовать себя защищенными в общественном транспорте, предприятие заключило договор с одним из страховых обществ. Взносы будем платить из своей прибыли, деньги небольшие - 35 тысяч рублей в месяц. Так что цена билета за проезд в троллейбусе остается прежней - три рубля, зато теперь, если во время движения по маршруту или при посадке-высадке пассажир получит травму, он вправе требовать денежную компенсацию. Размер страховой выплаты зависит от тяжести причиненного здоровью вреда и колеблется от 500 до 10 000 рублей.
Организаторы этой акции надеются, что нововведение поможет также сделать более эффективной борьбу с "зайцами", ужесточить контроль над нечистыми на руку кондукторами, ведь страховая фирма, со своей стороны, будет обеспечивать жесткий контроль за реализацией билетов, а в итоге - увеличить выручку.
- При хорошей организации работы транспорта, да еще если бы у нас не было безбилетников и армии льготников, - убежден Николай Владимирович, - можно было бы, как это ни странно, снижать цену на билеты. Например, у нас в Туле - до двух рублей за одну поездку.
Пока эксперимент распространяется на пассажиров, купивших билет непосредственно в салоне у кондуктора. Разрабатывается механизм страхования пассажиров, пользующихся месячными проездными билетами и абонементными талонами. Если надежды транспортников оправдаются, то через некоторое время новшество введут на трамвайных маршрутах, ведь трамваи на сегодняшний день пребывают в еще более плачевном состоянии. В прошлом году приключилось настоящее ЧП: в трамвае, следовавшем под уклон, отказали тормоза. Хорошо что не было серьезных последствий, но без синяков и шишек не обошлось. Не говоря уже о нервном стрессе.