Выставка ритуальных услуг

      Кладбища ухоженные, созданы словно для прогулок. Вот и мы к тому же стремимся. К такому выводу приходишь после посещения международной выставки, посвященной похоронному делу и развитию рынка ритуальных услуг, "Некрополь-2003". Это уже 11-я по счету выставка. Прогресс налицо. И чего только тут не было - от белых тапочек и рюшечек до оборудования для крематориев. Выставка стала своего рода парадом отечественных достижений этой специфической отрасли, не знающей кризисов и спадов.

     Поразили воображение катафалки размером со среднюю комнату. В основном иностранных фирм. Самый дорогой из наших - 56 тычяч рублей. Но есть и наших производителей. На Западе усопшего в таком виде транспорта доставляют на кладбище в полном одиночестве. А следом - близкие и родные. Для нас пока привычнее провожать до погоста родного человека не отрываясь от гроба.

     Зато в изготовлении гробов мы уже достигли европейского уровня. Подтверждением может служить тот факт, что иные ушлые торговцы выдают сверкающие лаком отечественные домовины за иностранные. Внешне не отличишь, а стоят они в 5 - 6 раз дешевле. Так что, прежде чем купить, на всякий случай спрашивайте, откуда гроб родом. Выбор большой. Самый дорогой из наших - 56 тысяч рублей. Но можно приглядеть и за 4 тысячи. В моде нынче простые формы - шестигранники и трапеции. Кстати, представитель одной из подмосковных фирм, специализирующих на изготовлении элитных гробов, сказал, что в последние годы спрос на их "мебель" увеличивается, значит, у населения стало больше денег. Хотя с подобными экономическими выкладками гробовых дел мастера можно и поспорить. У кого-то действительно денег куры не клюют. Они могут воспользоваться услугами космического похоронного бюро и запустить капсулу с прахом любимой тещи в открытый космос или на Луну. Стоимость услуги $ 12 500. Или назвать в честь умершего звезду, которая узнает об этом с помощью доставленного к ней высокоэнергетического цифрового послания, всего за $ 299.

     На состоятельных людей рассчитан и продемонстрированный московским ГУП "Ритуал" родовой склеп стоимостью 218 тысяч рублей. Семейные захоронения, распространенные в Европе, снова востребованы в Москве. Участок под семейное захоронение можно приобрести впрок. Обустройство его обходится недешево. Но, таким образом, говорит генеральный директор "Ритуала" Анатолий Прохоров, богатые оплачивают ритуальные услуги малоимущим. По социальным ценам в столице хоронят каждого десятого усопшего. И есть еще безвозмездные услуги для одиноких и "бесхозных" покойников. Кроме того, деньги, и немалые, нужны на развитие и благоустройство столичных кладбищ. "Наша служба должна развиваться, пора становиться цивилизованными, - говорит заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Лариса Коржнева. - Привести в порядок места захоронения, бесхозные, неохраняемые погосты - это проявление уважения не только к ушедшим, но и к живым".

     Кстати, в столице выявлено уже 20 процентов заброшенных захоронений и неэффективно используемой, фактически свободной земли. Если учесть, что всего московские кладбища занимают 1700 га, то 340 га "бесхоза" - солидный резерв. Вот где деньги-то зарыты. Покупка только одного гектара земли под кладбище обойдется в 10 миллионов рублей. 340 га - 3 миллиарда 400 миллионов рублей!

     Такую ревизию удалось провести благодаря внедрению уникальной геоинформационной системы. Она содержит всю информацию из архивов, электронную карту кладбища, цифровые фотографии каждой могилы и многое другое. В качестве индивидуального ключа для входа в систему был предложен "Электронный паспорт захоронения" в виде пластиковой карты с инфракрасным кодом. Если вы захотите найти могилку горячо любимой бабушки, специальные считывающие устройства, которые будут установлены на каждом кладбище, позволят это сделать в считанные секунды и полностью исключают возможность каких-либо злоупотреблений. Не секрет, что несовершенство учета дает возможность иным оборотистым кладбищенским сотрудникам продавать заброшенные могилы под новые захоронения. Использование же единой информационной системы позволит контролировать каждый конкретный участок. Геоинформационная система - ноу-хау москвичей - признана лучшей на крупнейшей международной телекоммуникационной выставке BIAS в Милане.

     И напоследок еще об одном проекте под названием "Реквием". Для усопших можно приобрести в специализированном магазине одежду, обувь, а о живых до сих пор никто не подумал. "А мы подумали, - говорит автор проекта Изабелла Рим, представитель международной ассоциации Союз дизайнеров. - И обратились к ведущим московским художникам-модельерам с просьбой подготовить коллекцию траурной одежды и похоронной униформы. В любой ситуации человек должен выглядеть достойно, вот в чем основной смысл. Необычное дефиле, которое мы увидели на подиуме, выглядело красиво и торжественно.