Тем не менее, сказал в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты" зампред думского Комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов, прохождение документа во втором чтении будет более сложным. И причин тому несколько: часть депутатов, голосовавших "за", уже сложили свои полномочия; до сих пор не определились в своем отношении к документу и часть думских фракций, намеренных в силу популистских соображений продавливать увеличение расходов на социалку, урезая их за счет других статей. Такие статьи есть - это силовые структуры.
Нынешний, предвыборный год, как это можно было наблюдать раньше, не оказал никакого влияния на проект бюджета. Он носит скорее силовой, чем социальный характер. "Финансирование социальной сферы на следующий год не дает оснований говорить, что этот бюджет предвыборный, реального роста расходов не будет, - подтверждает М. Задорнов. - А приоритеты бюджета - силовые структуры, суды и образование -таковы, что трудно каждому человеку почувствовать отдачу". Детские пособия Правительство планирует оставить без изменения - 70 рублей, 33 процентная индексация зарплат бюджетников произошла 1 октября 2003 года, в следующем году повышения зарплат не предполагается.
Правда, в проекте бюджета планируется индексация пенсий, опережающих инфляцию. Однако пенсионеры могут рассчитывать на прибавку в пять процентов, что весьма незначительно, и существенного увеличения пенсий ждать не приходится. По словам М. Задорнова, "здравоохранение и наука также не приоритетны в бюджете, их финансирование будет увеличиваться с учетом темпов инфляции". Отметим (прим. ред.), что по сравнению с бюджетом 2003 года в проекте бюджета на 2004 года, увеличение расходов на эти цели составляет примерно 9 и 6 миллиардов рублей соответственно.
Приоритетными в финансировании являются национальная оборона (66 миллиардов рублей), судебная система (8 миллиардов рублей), правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (66 миллиардов рублей). В процентном соотношении по сравнению с прошлым годом это выглядит так: увеличение расходов на национальную оборону на 19 процентов, на судебную систему, правоохранительную деятельность и безопасность - на 27 процентов.
Напомним, при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении идет речь о распределении расходов по основным статьям. Так что в среду можно ждать громогласных заявлений со стороны депутатов об увеличении расходов на социальную сферу. Тем более что повод такой найден. На прошлой неделе Государственная Дума приняла во втором чтении проект закона о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ). Смысл этого законопроекта заключается в том, что согласно Конституции РФ МРОТ должен обеспечить работнику возможность выживания. Поэтому, считают депутаты, МРОТ необходимо максимально приблизить к прожиточному минимуму, который установлен на уровне физиологического выживания взрослого человека.
Согласно тексту законопроекта, в 2004 году МРОТ должен быть не ниже 40 процентов от прожиточного минимума, в 2005 году - 60 процентов, а в 2008 году - 80 процентов. К 2007 году МРОТ и прожиточный минимум должны сравняться. Надо отдать должное законодателям - подобная инициатива может обойтись Правительству почти в 700 миллиардов рублей. Представитель Правительства в Госдуме Андрей Логинов даже заявил на пленарном заседании, что депутаты, проголосовавшие за этот документ, поступили безответственно. Такие средства найти не то что в 2004 году, но и годом позже невозможно, даже если на эти цели пустить Стабилизационный фонд.
Однако, на наш взгляд, на практике все выглядит не так трагично. С 1 октября МРОТ составляет 600 рублей, а средний прожиточный минимум по России, зафиксированный в сентябре, - 2137 рублей. Таким образом нынешний МРОТ это 35 процентов от прожиточного минимума, так что 40 процентов МРОТ в 2004 году обойдутся примерно в 900 рублей. При этом, сказал М.Задорнов, не факт, что повышение МРОТ произойдет в начале года. Если Правительство посчитает нужным, то подобную индексацию можно провести с 1 октября 2004 года и тогда сумма этой компенсации обойдется федеральному бюджету примерно в 30 миллиардов рублей. Причем сделать это можно, опираясь на закон.
Согласно Бюджетному кодексу, в бюджет включаются поправки только действующих законов. Данный законопроект принят лишь во втором чтении. Согласно действующему регламенту он после принятия его нижней палатой отправится в Совет Федерации, где его могут поправить, доработать, видоизменить и так далее. На это также потребуется какое-то время. Затем он поступит на подпись Президенту, где его будут внимательно изучать соответствующие службы. Глядишь, за это время будет окончательно принят проект бюджета на 2004 год. А это значит, что уже новой Думе на весенней сессии придется вносить соответствующие поправки в уже действующий бюджет.