Напомним о "знаковых" проблемах Союза: Белоруссия настаивает на гарантиях автономной финансовой политики до и после перехода на российский рубль, а также требует стабильной денежной "подпитки" своей экономики и социальной сферы со стороны России. По мнению российской стороны, такие условия могут не только сорвать график перехода на единую валюту, но и затруднить согласованную финансово-экономическую политику обеих частей Союза. Переговоры идут в рабочих группах, а окончательное решение вопроса, как заявлял российский премьер Михаил Касьянов, возможно до конца года. Впрочем, по его словам, "затягивать решение денежной проблемы нецелесообразно".
Другой спорный вопрос - цены на российский газ для Белоруссии, которые с будущего года будут минимум втрое выше ныне действующих. Хотя, по заявлениям российского премьера и руководства "Газпрома", Россия может понизить эти цены и даже восстановить поставки по внутрироссийским расценкам. Но нужно решить два вопроса: во-первых, договориться о приватизации белорусской газотранспортной системы и, во-вторых, оставить дешевым транзит российского газа через Беларусь. Минск, заметим, обещал повысить транзитную планку до "украинских высот" (свыше 1 доллара за тысячу кубометров), если Россия повысит цену на свой газ до 50 долларов. Что касается приватизации упомянутой системы - "Белтрансгаза", то тут главный камень преткновения - доля в ней российского участия. Белоруссия пока настаивает на своем контрольном пакете акций, а также примерно на пяти миллиардах долларов долевых и производственных капиталовложений России в белорусскую газотранспортную систему. Российская же сторона предлагает втрое меньшую сумму. Переговоры по этим вопросам тоже идут в рабочих группах.
Между тем зависимость Минска от развязки этих спорных узлов куда более существенная, чем России. Ведь при завышенной плате за транзит российский газ может пойти в Европу и через Украину, а вот для Белоруссии повышение газовых цен обойдется в 130-150 миллионов долларов в год, что повлечет за собой не только удорожание всех товаров и услуг, но и создаст проблемы для господдержки экономики и социальной сферы. Между тем именно прямые и косвенные дотации удерживают на плаву белорусский промышленный и социальный сектора.
Введение в Белоруссии российского рубля, по экспертным оценкам, стабилизирует ее финансовую систему и наполнит местную экономику реальными деньгами. Как считает первый замдиректора российского Института стран СНГ профессор Владимир Романенко, "если будет правильно, профессионально организован и проведен обмен валют, российский рубль станет постоянным стимулом для белорусской экономики. Россия согласна компенсировать Белоруссии "выпадающий" НДС, но Минск выдвигает несоизмеримые условия: нужна, дескать, компенсация в два миллиарда долларов. На мой взгляд, эти претензии ставят под сомнение идею перехода всего Союза на рубль".
Предполагается, что в 2004 году бюджет Союзного государства составит 2,6 млрд. рублей, т.е. увеличится по сравнению с бюджетом-2003 на 6-10%.По словам замглавы представительства постоянного комитета Союза в Минске Павела Куземчака, "до 80% расходов союзного бюджета предполагается направить на союзные программы, связанные прежде всего с развитием таможенной инфраструктуры и обустройством границ Союзного государства". Куземчак также отметил, что из бюджета Союза планируется несколько увеличить финансирование долгосрочной программы по развитию дизельного автомобилестроения.
Напомним, что доля России в финансировании бюджета Союза составляет 65%, Белоруссии - 35%. Такая пропорция сохранится и в будущем году, но сроки решения "газовых" проблем пока ни одна из сторон не прогнозирует.