Людоеды острова Лидо
"Отель" Майка Фиггиса - самый необычный фильм из киноавангарда последних лет. Это как бы комедия, но тягомотная, это как бы эротика, но смурная, это как бы костюмная драма, но бесстыжая, это как бы "кино про кино", но с издевкой над тем самым "авангардом", к которому формально принадлежит и сам "Отель".
В Венецию прибывает киногруппа снимать картину по пьесе "Герцогиня Мальфи" Джона Уэбстера, драматурга шекспировской эпохи. Картина затеяна, однако, в стиле датской "догмы", то есть с ручной трясущейся камерой. Группа размещается на острове Лидо в отеле "Венгрия", который сам по себе сюрреалистичен, - извилистое цветастое здание в стиле ар-нуво. Отель странный - им заправляет группа каннибалов, потчующих Джона Малковича человечьим окороком. Временами атмосфера киносъемочного абсурда заимствуется из "8 1/2" Феллини, временами возникают мотивы Гринуэя, а больше всего этот прихотливый и лишенный внутренней логики поток сознания напоминает джазовую импровизацию (Фиггис - музыкант по первой профессии). Действие переносится на площадь Сан Марко, очертания которой искажены широкоугольной оптикой, искажены и лица героев.
Фиггис явно относится к своей затее несерьезно - эта сплошная импровизация сильно отдает пародией на "догму", которая, судя по всему, раздражает Фиггиса своей вульгарной анемией. Он резвится с цифровой камерой, демонстрируя богатые возможности "брака" - от эффекта "красных глаз" до смазок, сдвигов, срывов и цветовых искажений. Главным героем условно можно считать Режиссера (Рис Айфэнс) - невротика, который сам не знает, чего хочет, пока его не пристреливают. Есть еще Кьяра Мастроянни в роли нимфоманки и Салма Хайек в роли документалистки, снимающей фильм из серии The Making Of... Туча звезд первой и второй величины занята в эпизодах и массовке.
Как и в предыдущей ленте "Таймкод", Фиггис часто делит кадр на четыре части, в каждой происходит свое действие. Этот "полиэкран" становится совершенно невнятен при несинхронном дубляже - порой нельзя понять, кто что говорит. Фильм производит впечатление богато декорированной пустоты, доставляющей эстетские впечатления от чистого, не замутненного иными задачами экзерсиса.
В бонусах можно совершить экскурсию по отелю Hungaria Palace, побывать на съемках фильма, послушать указания Фиггиса и посмотреть кинозарисовки, сделанные на улицах Венеции. DVD Premier Digital, оценка 5 из 10.
Росомаха и Бегемот
"Люди Икс-2" Брайана Сингера продолжают сюжет комикса, экранизация которого была начата три года назад. В его основе актуальная идея насчет смешения и противостояния разных цивилизаций, которые все более агрессивны по отношению друг к другу. Мутанты, наделенные сверхъестественными способностями, считают себя новым этапом эволюции человечества, но людей "нормальных" они пугают и кажутся серьезной опасностью. В первой части фильма сенат США хотел подвергнуть мутантов тотальной регистрации (вам это ничего не напоминает?), в более удачной второй серии конфликт переходит в стадию открытой войны. Мутанты проникли во все поры общества, они уже и в Белом доме, легко меняют обличья, управляют погодой и временем, враг невидим, каждый подозревает каждого.
Для кинокомикса картина сделана на удивление чисто и психологически тщательно, в ней снялись актеры хорошие и глубокие (Иан Маккеллен в роли Магнето, Хью Джекмэн в роли Логана-Росомахи с пальцами-саблями и бакенбардами, которые делают мутанта похожим на Пушкина), ее смотришь не только как набор спецэффектов, но и как "драму с аллюзиями". Занятны гримы - один из мутантов напоминает одновременно ушастого Йоду из "Звездных войн" и Кота Бегемота, а в сцене с президентом США вся эта компания смахивает на команду Воланда. Из недостатков один и решающий: обилие персонажей мешает ориентироваться в сюжете, от которого в конце концов приходится отвлечься напрочь, получая удовольствие от визуальных эффектов и бешеных ритмов фильма.
Коммерческая лента объективно внедряет в умы мысль о терпимости к "иным", о катастрофичности геноцида, о государственной мудрости в щекотливых вопросах и о мире как единственной альтернативе всеобщей гибели. VHS "Гемини фильм", оценка 7 из 10.
Тараканы Венеции
"Молодожены" (Just Married) режиссера Шоуна Леви - помесь отвязного "молодежного фарса" со старомодной романтической комедией. Она обезоруживает простодушием и даже кажется обаятельной, но сражает наповал глупостью и грубостью юмора, что умножается топорностью русского дубляжа. Двое юнцов в экстазе страсти решили пожениться, но тут же обнаружили все каверзы совместного проживания. Романтическую Сару играет Бриттани Мерфи из "Восьмой мили", верзилу Тома - Эштон Катчер из "Шоу 70-х". Сара любит историю и живопись, Том балдеет от рэгби и пива, между ними мало общего, и богатые родители Сары встревожены. На свадебное путешествие молодожены летят в Европу, которая отражает чисто американские представления о Старом Свете как средоточии хамов, педантов и педиков, лишенном элементарных удобств крае, где царит бардак. Невзгоды обрушиваются лавиной: молодые застревают в заснеженных Альпах, устраивают пожар в австрийском замке, а уютные венецианские "пансионы" обращаются в грязные углы с тараканами. Первая брачная ночь все время откладывается, и оба начинают сомневаться в своих чувствах. Эротики, что удивительно для подросткового кино, практически нет, плохих героев тоже. Все проблемы фильма коренятся только в самих героях, а стало быть, их легко одолеть самовоспитанием.
Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".