Кому льгота – кому наказание

С начала 2001 года в силу вступила вторая часть Налогового кодекса. В этом документе определялся порядок уплаты единого социального налога (ЕСН). С этого момента ЕСН стал финансовой основой государственной сис­темы пенсионного, социального и медицинского обеспечения.

 

Базой для уплаты налога является фонд заработной платы, ставка (в общем случае) составляет 35,6 процента. Налог достаточно чувствительный, некоторые депутаты и политические партии считают, что для блага тех же трудящихся его следует снизить, как это произошло с подоходным налогом.

 

Но ставки ЕСН – тема отдельной дискуссии. Главное, государство, вводя этот налог, попыталось осуществить принцип: «Нет налога – нет социальной услуги».

 

Это оправданно, хотя и жестоко: соглашаясь получать зарплату «черным налом» в конвертиках, человек обкрадывает не только государство сегодня, но и себя в старости.

 

Проблема в том, что целый ряд организаций освобожден от выплаты единого социального налога. Налоговым кодексом устанавливается, что не облагаются ЕСН «суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций» (ст. 238).

 

Вне всяких сомнений – законодатель, вводя эту льготу, руководствовался самыми благими намерениями. Эти кооперативы и товарищества, в подавляющем большинстве, ведут достаточно трудную жизнь. Многие их члены, лет двадцать назад бывшие основой «советского среднего класса», сейчас ведут трудную борьбу с бедностью. При этом те же жилищные и дачные кооперативы выполняют важнейшие социальные функции. Так что сэкономленные на ЕСН средства стали существенным подспорьем.

 

Но законодатели забыли о социальных гарантиях людям, работающим в организациях, перечисленных в 238-й статье Налогового кодекса. Тем самым законопослушных работников вполне законопослушных организаций фактически приравняли к соучастникам налоговых преступлений, которых можно наказать доведением пенсии до самого минимального уровня.

 

Например, в Петербурге насчитывается 2197 жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья. Во многих из них работают только два человека – председатель да бухгалтер. Но есть ЖСК, где в штате по полтора десятка человек.

 

Один из таких кооперативов ЖСК-900. Рассказывает его председатель Петр Гриневич: «В моем ведении огромный дом-корабль с сотнями квартир. Так как ни руководство кооператива, ни жильцы не были удовлетворены уровнем ус­луг районного жилищно-эксплуатационного агентства, то было принято решение создать собственный эксплуатационный участок. Для экономии расходов наш кооператив объединился с соседним».

 

Основа доходов кооператива – 1,64 рубля с квадратного метра – плата за санитарно-техническое обслуживание дома. В месяц ЖСК-900 собирает 125 тысяч рублей, из них 75 тысяч тратится на покупку материалов, срочное привлечение подрядчиков, откладывается на капитальный ремонт. «Вопреки уверениям руководителей городского жилищного хозяйства, что необходим постоянный рост тарифов, видно, что при рациональном использовании денег нынешний уровень квартплаты вполне достаточен. При этом уровень зарплаты в кооперативе выше, чем в государственной службе. Правда, нужен эффективный механизм воздействия на злостных неплательщиков», – говорит Петр Гриневич.

 

Месячный фонд заработной платы в ЖСК-900 составляет 50 тысяч рублей. «Размер льготы по ЕСН – 17 тысяч рублей, это значительные деньги для наших жильцов, на них много что можно сделать. Поэтому вначале мы обрадовались, но потом выяснилось, что работникам и больничные не оплачивают и на пенсию выходить надо», – говорит Петр Гриневич.

 

Если с оплатой больничных недолгих заболеваний вопрос можно решить «неформально», но по совести – просто платить человеку, как будто он на работе, то пенсионные выплаты так не обойти.

 

Из последовавших разъяснений городского пенсионного и налогового начальства следовало, что время работы в организациях – «законных неплательщиках» ЕСН входит в общий трудовой стаж, но при этом не учитывается при назначении пенсии.

 

Государство провозгласило создание самостоятельных эксплуатационных участков не только в кооперативах, но и в муниципальных домах магистральной линией реформы жилищного комплекса.

 

Но получается, что льгота тормозит этот процесс: кто же пойдет на работу даже на относительно большую зарплату, заведомо зная, что не получит пенсии и больничный не оплатят? В период кризиса такие люди находятся, а во времена более благополучные люди начинают думать о будущем. Не может же реформа ЖСК строиться на предположении о постоянном кризисе в экономике.

 

Петр Гриневич говорит, что он с главным бухгалтером Евгенией Леоновой обдумывали различные варианты. Если вывести людей из штата на временный договор подряда, то проблему это не решит – льгота по ЕСН сохранится. Можно просто увеличить зарплату на 36,5 процента, посоветовав людям откладывать эти деньги «на старость», но менталитет у наших людей не такой, да и на долгую старость не хватит. Можно переводить эти деньги в какой-нибудь из негосударственных пенсионных фондов, но доверия к этим структурам нет, да и если работник уже немолод, значительных сумм там все равно не накопится.

 

В конце концов, ЖСК-900 выбрал следующий вариант. Было зарегистрировано еще одно юридическое лицо, с которым заключили договор на обслуживание дома и в штат которого формально перевели всех сотрудников. Новое юридическое лицо не входит в список организаций льготников.

 

Итак, де-факто кооператив от льготы по ЕСН отказался, да еще тратит средства и силы на содержание существующей только на бумаге организации.

 

Городская ассоциация жилищно-строительных кооперативов, жилищных товариществ и товариществ собственников жилья не раз пыталась обратить внимание властей на проблему этой странной льготы, но вопрос пока не решила. По сведениям ассоциации были случаи, когда кооперативы пытались по собственной инициативе платить ЕСН, а налоговые инспекции им этот налог возвращали, как безосновательно перечисленный (обычно организации пытаются уйти всеми правдами-неправдами от налогов, а налоговая служба их собирает).

 

В межрегиональной организации объединений домовладельцев считают, что льготу отменять не следует, а необходимо ввести пенсионные выплаты, и только для тех работников, которым это необходимо. Кстати, параллельно с попытками отказаться от льготы есть и обратное явление: борьба новых организаций товариществ собственников жилья и кондоминиумов (вроде бы приравненных к ЖСК, но не упомянутых в Налоговом кодексе) за ее получение.

 

Ясно, что решение проблемы следует искать не в Петербурге – требуется изменение федерального законодательства.