Вице-премьер Борис Алешин в недавнем интервью "Российской газете" прокомментировал позицию Правительства РФ по вопросу передачи функций техосмотра от ГИБДД к частным компаниям. Приводим выдержки из него:
- Борис Сергеевич, на последнем заседании Правительства среди функций, от которых собирается отказаться государство, вы назвали регистрацию имущественных сделок и техосмотр автомобилей. Естественно, у граждан тут же возникает вопрос: не станет ли хуже? И второй вопрос: какой эффект это даст для экономики?
- Во-первых, подчеркну: когда мы говорим о передаче какой-либо функции бизнесу, это вовсе не значит, что с такого-то дня Правительство полностью отказывается от этой функции и каждый желающий бизнесмен может брать ее на себя.
Что касается технического состояния автомобилей, это - проблема. Безопасность автомобильного транспортного средства регулируется Женевской и Венской конвенциями, которые Россия ратифицировала, но не выполняет. Ситуация такова - сертификат типа на новый автомобиль выдает подразделение Госстандарта, а надзор за техническим состоянием автомобиля осуществляет ГАИ. И есть еще транспортная инспекция, которая должна регулировать все эти вопросы, вместе взятые.
Конвенция же говорит: в государстве, подписавшем ее, должен быть компетентный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за безопасностью технического средства. Таким образом, когда мы говорим, что техосмотр передается бизнесу, это значит, что государство делегирует только одну часть из многочисленных функций обеспечения безопасности - ту, которую бизнес реально может исполнять.
Аккредитация технических центров, которые примут участие в этой работе, правила аккредитации, контроль и надзор по конвенции должны осуществляться компетентным органом федеральной исполнительной власти.
- Что же это за орган?
- Будет ли это подразделение Министерства транспорта или независимая транспортная инспекция, или какая-то иная конструкция - вопрос открытый. Что же должно войти в компетенцию этого государственного органа?
Выдача сертификата типа; надзор за выполнением всех норм по безопасности автомобиля, какой бы его части это ни касалось; надзор за организациями, осуществляющими техническое обслуживание (этого сегодня нет, никто, делая ремонт автомобиля, не отвечает за качество ремонта).
- А что будет с ценами? Государство будет их контролировать или все - на откуп рынку? Не станут ли цены выше, чем сегодня, не говоря о взятках?
- Я не следователь и не хочу пользоваться словами из обвинительных заключений. Но то, что "черный рынок" подобных услуг существует, и на этом рынке сложились свои цены, и стоимость "услуг" завышена, - совершенно точно.
Абсолютно ясно, что государство должно продумать механизмы ценового контроля, пока не появится конкуренция среди компаний, проводящих технический осмотр, на рынке. Чтобы цены, предлагаемые такими компаниями, не стали изнурительными для населения.