Пустыня Гоби в Липецкой области

       Казалось бы, власти не бездействуют. В области регулярно проходят встречи с предпринимателями в районах, областные конференции по малому бизнесу, на которых чиновников порой бывает больше, чем предпринимателей. Подводятся итоги конкурсов проектов для малого бизнеса, победители берут кредиты для своих инвестиционных проектов, а проценты по ним гасит областной бюджет. На эти цели в год выделяется 11-12 миллионов рублей. Однако при этом в области нет ни одной действительно влиятельной структуры поддержки малого бизнеса: его опекают чиновники.

     Важная причина провала по части малого бизнеса, особенно в сельских районах, кроется, как это ни парадоксально, в... богатом бюджете области. Все последнее десятилетие власти за счет бюджетных средств создают демпинговые условия на областном рынке товаров и услуг. Так, предприятие "Липецкоблбытсервис", которое при приватизации удержало большую часть имущества, получало ежегодно несколько миллионов бюджетных рублей для выполнения переданных ему государственных функций. Облпотребсоюз имел льготы по уплате налогов, а пару лет назад ему из бюджета выделили миллион рублей на покупку автолавок, чтобы он смог доставлять продукты и товары первый необходимости в сельскую глубинку.

     Вторая причина провала малого бизнеса - в организации дела на местах. К понятию "цивилизованный рынок" везде относятся по-разному. В Липецке с магистральных улиц и от больших продуктовых магазинов убрали многочисленные киоски и стихийные рынки, портившие внешний вид города. Торговля с улиц теперь перенесена в магазины, в пассажи и соответственно оборудованные остановочные павильоны. В сельской же глубинке вопрос решается более радикально. К примеру, в Становлянском районе глава распорядился убрать колхозный рынок с площади, а предпринимателей переселить в двухэтажное здание бывшего универмага, принадлежащего органам потребкооперации. Торговых мест всем не хватило, да и плата за каждое поднялась в несколько раз. Сегодня на этом универмаге висит вывеска: "Колхозный рынок", работает он с 8 до 15 часов, а суббота и воскресенье (самые, казалось бы, базарные дни) - выходные. И эту практику переняли другие районы. Все они, к слову, дотационные, свои бюджеты наполняют на 20-25 процентов, а нехватку доходов пополняют за счет субвенций из областного бюджета. А зачем, собственно, заботиться о пополнении своей казны за счет отчислений с малого бизнеса - в случае чего область поможет...

     Но все-таки администрация области делает попытки придать малому бизнесу конкретное направление. Под председательством губернатора Олега Королева прошло заседание координационного совета по развитию малого бизнеса в области.

     Его участники подняли вопрос поддержки "малых форм" бизнеса - не административной, а общественной. Казалось бы, предпринимателю есть, куда обратиться. В области насчитывается 8 общественных организаций, представляющих интересы частных собственников. Но только три из них имеют офисы.

     Кроме того, все они, как было корректно замечено председателем комитета по малому бизнесу Татьяной Григоркиной, - узко профильные (то есть каждая из них помогает узкому кругу своих членов напрямую решать вопросы с властями). В области не достает организации, объединяющей широкие слои предпринимателей.

     - В 550 населенных пунктах области нет магазинов, - печально констатировал Королев. - Если в райцентрах еще можно заметить присутствие малого бизнеса, то в селах - "пустыня Гоби". Выехав за пределы областного и районных центров, нельзя найти, кто сделал бы набойки на каблуки или починил бы телевизор. Система бытового обслуживания на селе скончалась.

     Также он предрек скорую гибель потребкооперации, потому что она имеет огромные производственные фонды и не дает простора для частной инициативы.

     Губернатор области предложил предпринимателям собственными силами разработать областную программу поддержки предпринимательства на будущий год. Бизнесмены согласились принять в этом участие и отправились готовить свои предложения. Вот только вряд ли их инициатива будет простираться дальше областного центра - известно, что деньги идут к деньгам, и пока никто не убедил их, что малое предпринимательство в липецких селах имеет сколько-нибудь радужные перспективы.