"Лучше работать меньшим составом" - это, по словам Сергея Шойгу, и есть главная цель реформы МЧС. Напомним, что о необходимости ускорения административной реформы, то есть сокращения бюрократов и превращения госаппарата в компактную, но эффективную структуру, Президент говорил еще в своем Послании Федеральному Собранию. И обещанный им политический импульс довольно скоро превратился в комиссию по административной реформе, которую возглавил вице-премьер Борис Алешин. На минувшей неделе комиссия представила третью часть пакета по сокращению избыточных функций в органах госвласти, а в МЧС тем временем вплотную начали осуществлять недавнее пожелание Владимира Путина начинать административную реформу в умах людей.
Как честно признался министр, подтолкнуло ведомство к эксперименту "недостаточное финансирование". Начали в МЧС с решения кадровых вопросов: сократили 16 полков и создали 11 спасательных центров, сосредоточили там технику, людей и таким образом сумели сэкономить на коммунальных платежах. Потом к маю сократили численность войск гражданской обороны на 25 %, а после этого Шойгу пошел к Президенту и председателю Правительства - уговаривать. В итоге в МЧС начался новый этап реформы: центральный аппарат министерства решено было сократить на 50%, а высвободившиеся средства потратить на повышение зарплат сотрудникам.
Впрочем, речь не идет о выбрасывании людей на улицу, напротив, в ведомстве Шойгу одновременно запускают проект по созданию центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионах, куда будут направлены высвобождающиеся специалисты. И дополнительных расходов в данном случае не потребуется, поскольку финансироваться центры будут из регионального и федерального бюджетов. Так, одним из первых должен быть учрежден центр в Кемеровской области, причем инициатором выступил кемеровский губернатор Аман Тулеев сразу после алтайского землетрясения.
Самым сложным направлением административной реформы для МЧС, конечно, станет реформирование надзорных органов. После передачи в ведение спасателей пожарной службы именно ведомству Шойгу придется находить компромисс между службами пожнадзора и малым бизнесом, не только регулярно нарушающим правила пожарной безопасности, но и постоянно жалующимся на жесткость действующих правил. Пока же ситуация в Государственной противопожарной службе стала заметно улучшаться: после того как в два раза была повышена зарплата, на 12 % сократился отток кадров, и в течение двух лет значительно обновилась техника. Впрочем, тут министр мрачно заметил, что "увеличение финансирования на технику отталкивается от событий". И Шойгу рассказал о том, что последние 12 очагов пожара в подмосковных торфяниках, загоревшихся еще в прошлом году летом, окончательно потушили только в апреле уже нынешнего года - "и пожаров в Подмосковье этим летом практически не было".
Причина, по которой жребий административной реформы выпал именно ведомству Шойгу, отчасти стала ясна лишь после его признания о генералах-спасателях. Оказывается, их в МЧС всего 86, то есть 23 тысячи человек на одного начальника, вот в Минобороны на одного генерала приходится втрое меньше подчиненных. Да и бюджет ведомства Шойгу, хотя работа этого министерства как раз на виду у общества, также невелик: всего 5% от бюджета Минобороны, то есть 17 млрд. рублей. Так что нехватка высших командных чинов оказалась для МЧС солидным преимуществом при проведении таких болезненных перемен.
Проблем у начальства в МЧС хватает, и сам Шойгу не стал исключением. Согласно новому избирательному законодательству как второму лицу в федеральном списке партии "Единая Россия" ему придется уйти в отпуск с 27 октября, чтобы не быть обвиненным в использовании служебного положения. Отвечая на вопрос о том, как Сергей Шойгу относится к рассматриваемому сейчас в Конституционном суде запросу журналистов и депутатов о слишком туманных нормах Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", он честно признался: "Я на стороне журналистов, а то сейчас приходится быть голым, босым и немым".