Странноприимный дом
Символ сегодняшнего Тбилиси - огромная, некогда современная гостиница "Иверия", которая теперь торчит уродливым монстром в конце проспекта Руставели. Обшарпанный странноприимный дом. В нем живут грузины - беженцы из Абхазии. Тбилиси наводнен ими, коренные жители ворчат на это энергичное, напористое племя так же, как москвичи на своих новых соседей.
В снующих по всему городу маршрутках юные тбилисцы уже не очень понимают русскую речь. Зато в старом городе ее можно услышать повсюду - правда, с характерным грузинским акцентом. На рынке сердобольная грузинка отрезает русскому пьянчужке щедрый кусок сыра с хлебом и мило улыбается в ответ на его благодарности.
Город, всегда гостеприимный и щедрый, хочет сохранить свое лицо из последних сил. Нам улыбаются на рынке, словно мы инопланетяне, приветливо и осторожно. В такси старые тбилисцы вздыхают по русским братьям, с которыми их разлучили глупые времена и политики.
А я тихо вздыхаю по старому Тбилиси, исполненному красоты и уникального, тихого очарования. Сегодня этот город напоминает огромный скворечник, где каждый строит во что горазд, на свой страх и риск, в меру возможностей и вкуса. Центрального отопления в Тбилиси нет уже лет десять, и потому обогреваются все тоже как могут. В основном газом. Или керосинками. Уродливые трубы выходят на улицу прямо из стен. Но в домах все равно не согреться - экономят, да и не обогреть эти огромные квартиры, в которых жили когда-то благополучные, не знающие проблем жители Ваке и других престижных районов Тбилиси. Зато Шеварднадзе возводит гигантский православный храм - аналог московского храма Христа Спасителя, который разрушает и без того изуродованный войной и архитектурным беспределом облик старого Тбилиси.
Одержимый Дато
Между тем жизнь в городе бурлит. Каждый день в клубах танцует "золотая молодежь" - модные и красивые дети тех, кто пережил распад Союза, войну и одичание. Тбилисская артистическая богема - те, кто по разным причинам не уехал на Запад, - ежевечерне наполняет какие-нибудь новые или старые пространства. В "Театре Королевского квартала", старинном зале необычайной красоты, сегодня работает Кавказская театральная лаборатория. Это объединение, созданное молодым режиссером Дато Сакварелидзе почти два года назад, поддерживает и развивает в Тбилиси интерес к новой драме. Он открыл для Москвы имена молодых грузинских драматургов, показав спектакли по пьесам Лаши Бугадзе "Отари" и "Тот стул, эта кровать". Еще одно имя возникло в сознании российских режиссеров и критиков - Баса Джаникашвили, чья пьеса "Лифт" поразила лаконичным и изобретательным мастерством. Два человека застревают в темном лифте, их диалог исполнен юмора и ужаса. Нана подозревает, что ее случайный спутник - маньяк, преследовавший ее еще в городе, молодой человек пытается ее разубедить. Она направляет на него газовый пистолет, он падает, а вслед за ним и Нана: оба они гибнут от выстрелов, прозвучавших снаружи. Абсурдистский характер текста рождается из самой прозаической реальности, из той атмосферы, в которой город жил долгие годы и только сейчас постепенно отогревается и приходит в норму.
В Тбилиси пьесу поставила молодой режиссер Лела Чинчараули в Свободном театре - новой сценической площадке Тбилиси - вместе с пьесами "Зеленый горизонт" Дато Турашвили и "Моралите" Лаши Бугадзе. Спектакль был показан во время фестиваля новой драмы в Тбилиси, на который по приглашению Дато приехали московские спектакли "Кислород" Ивана Вырыпаева и "Как я съел собаку" Евгения Гришковца. Дато одержим идеей создания совместных грузинско-российских театральных проектов.
"Глобус" и глобализация
Тбилиси переполнен всевозможными проектами энтузиастов. В центре города, рядом с американским посольством, театральные безумцы во главе с Сандро Мревлишвили отвоевали землю и собственными руками возвели на ней деревянную модель "Глобуса".
Строительство театра - это едва ли не самый привлекательный сюжет нынешнего Тбилиси. В городе, где роскошь и нищета соседствуют с невероятной контрастностью, где великолепные виллы лепятся к уродливым недостроенным башням, театры строятся и реставрируются с огромной интенсивностью - от самых маленьких, карманных, до огромных и знаменитых.
Крупный грузинский банкир предоставил огромную сумму на реставрацию тбилисских театров. Помню, как лет десять назад Наталья Крымова, отправляясь в Тбилиси, собирала в Москве деньги, еду и вещи для грузинских актеров, а, вернувшись, рассказывала со слезами о том, как при свечах сидят на спектаклях Театра им. Руставели зрители. И вот уже через год перед теми, кто вместе с Театром им. Руставели пережил самые трудные времена, предстанет один из самых красивых в мире театральных зданий с роскошной лепкой, ампирной позолотой и фресками Судейкина. Знаменитый руководитель театра Роберт Стуруа репетирует к открытию новый спектакль "Витязь в тигровой шкуре". Скоро начнется реставрация Театра оперы и балета, реставрируется Театр им. Марджанишвили.
Театр в Тбилиси, как и двадцать, и сорок лет назад, является местом невероятного культа. Актеры и режиссеры - нечто вроде привилегированной касты, влиятельной, респектабельной и обожаемой всеми.
Когда идешь по Шота Руставели, с трудом понимаешь, что ты в Тбилиси: люди снуют деловито и озабоченно, похожие на жителей любого европейского мегаполиса. В их лицах, походке и жестах нет ничего типично грузинского. Глобализация... Облик самого грузинского театра тоже резко изменился.
Он стал нежнее и мягче, знаменитый грузинский темперамент обуздан красотой и изяществом жеста, смятением новой эпохи, жаждой нового театрального слова. Лица да и умы почти потеряли свой локальный колорит и отражают тяжелый опыт вживания в новую европейскую реальность. Не случайно, что именно сегодня в Тбилиси поставили Чехова, который был столь чужд этому яркому темпераментному народу. Не случайно возникли новая драматургия, новые тексты, которые хотят, но не могут поставить маститые режиссеры, но зато с радостью осваивают молодые грузины и их российские коллеги. "Потрясенная Татьяна" - несколько маленьких скетчей Лаши Бугадзе в постановке Михаила Угарова (Москва, Центр драматургии и режиссуры) и Михаила Бычкова (Воронежский Камерный театр) - стала событием российского театрального сезона.
Возвращение
Пока в Тбилиси проходил маленький фестиваль новой русской и грузинской драматургии, в Москве открылись Дни грузинской культуры, представившие работы "Театрального подвала" - первого негосударственного театра Грузии. Как ни относись к самим спектаклям, они являются очевидным знаком возвращения Грузии в российский художественный контекст.
Один из тех, чьего возвращения ждали многие, - блистательный актер Мераб Нинидзе. Его самая известная в России роль - внук Автандила в фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Его скитания по миру - часть общего грузинского исхода. Он много и успешно снимался и успел получить "Оскара" за немецкий фильм "Нигде в Африке", где сыграл главную роль. В его актерском облике запечатлено все лучшее, что вскормлено грузинской театральной культурой. В спектакле первого негосударственного театра Грузии "Театральный подвал" "Венецианский купец" он играет Шейлока. Вместе с режиссером Леваном Цуладзе он сочиняет своего еврея с изысканной и предельной точностью. Он выплывает на сцену пляшущей и сосредоточенной походкой ревматика, жестокого ростовщика, чья философия ставит под сомнение все христианские добродетели - милосердие и бескорыстие. Леван Цуладзе сочиняет спектакль о невероятных приключениях добра и милосердия в жестоком мире. Погруженный в странную печаль бескорыстный купец Антоний (Жука Папуашвили) является на сцену точно мафиози - вместе с целой компанией своих товарищей. Отмеченный печатью другого мира, лишенный любви, с печалью наблюдающий, как рядом с ним образуются новые любовные пары, он точно жертвенный агнец. Только жертва его бессмысленна. Но и его антагонист Шейлок оказывается жертвой: христианский мир отбирает у него единственную дочь и вынуждает его принять христианство.
Леван Цуладзе в своем огромном, почти графоманском сочинении на тему "Венецианского купца" пытается осмыслить трагический опыт последних 15 лет, смену властвующих кланов и поколений - опыт, который в равной степени переживают и Грузия, и Россия. Новый облик грузинского театра, переживающего кризис самоидентификации, поиск новых тем и художественных средств, интересен сегодня не меньше, чем его старые и любимые мастера - такие, как Роберт Стуруа или Софико Чиаурели.