Ахиллесова пята МиГа

     Нынче повод для поездки совсем иной - участие в работе Организации Исламская конференция (ОИК). Но разве лидеры двух стран не затронут и проблемы военно-технического сотрудничества, тем более что Малайзия проявляет к нам очень живой интерес? Правда, предъявляет и высокие требования к качеству нашего оружия, а также к уровню его технического обслуживания. И если само оружие неизменно выше всякой похвалы, то его послепродажное сопровождение - наша ахиллесова пята.

     Малайзия уже почти десять лет эксплуатирует российские МиГ-29 и не нахвалится ими. Всего было закуплено 18 машин, но одну из них малайзийцы потеряли по банальной причине: решив сэкономить, прибегли к услугам ремонтников из третьей страны. Поставленная теми "не родная" деталь отказала в полете, и самолет погиб. С тех пор малайзийские авиаторы имеют дело только с самими производителями самолетов, корпорацией РСК "МиГ", олицетворяя ее с общим понятием "Россия". Им и невдомек, что у нас самих эти понятия далеко не идентичны, и если РСК "МиГ" выпускает самолеты, то это совсем не значит, будто она же обеспечивает проданную за рубеж технику запчастями и расходными материалами, решает вопросы ремонта и профилактического обслуживания. У нас этим есть кому заняться и помимо миговцев, потому что создана целая сеть структур: предприятие выпускает, "Рособоронэкспорт" продает, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) выдает лицензии на производство работ, таможня - на ввоз-вывоз узлов и агрегатов. Но, как водится, каждый действует по своим нормативам и инструкциям, а в бой, утверждали еще наши предки, не ходят вразнобой. Поэтому мы не только удивляем далеких островитян нерасторопностью и неразберихой, но и сильно проигрываем в их глазах деловитым американцам, чьи 18 самолетов "Хорнет" базируются на том же самом аэродроме.

      Однажды дело дошло почти до скандала. Подошел срок замены пиропатронов катапультируемых сидений. Работы, что называется, на пять минут, да где их взять? По условиям договора поставить должен был "Рособоронэкспорт", но, судя по всему, до копеечной поставки у него не доходили руки. Малайзийцы взывали к РСК "МиГ": "Самолеты ваши, обеспечьте их эксплуатацию". Миговцы пишут письмо в КВТС: "Вопрос переходит в политическую плоскость". Получают ответ: "Дайте ваши предложения". Сообщают: "Мы готовы взять все на себя". КВТС согласен, но надо согласовать с "Рособоронэкспортом". А тот категорически против... Почти четыре месяца (!) все МиГ-29, которые, по словам министра обороны Малайзии Разака "стоят на первой линии обороны страны", фактически стояли на приколе.

     Нынче складывается схожая ситуация. Подходят сроки замены двигателей. Их ресурс 1200 часов, к октябрю малайзийские асы налетали уже по 950. За налет именно на МиГах ведется настоящая борьба. Способствует этому миговская акция: пилотам, налетавшим на их самолете 500 часов, они торжественно вручают именной сертификат.

     Чтобы произвести плановую замену двигателей, их надо снять, перевезти в Москву на свой завод, а затем в обратном порядке. На эти работы пишется договор, под него КВТС выдает лицензию на три либо на шесть месяцев. Миговцы просят на год, потому что надо менять 13 двигателей, работа большая и трудоемкая, в срок можно не уложиться, значит, начинай все бумажные круги ада сначала плюс лицензии таможни на переправку узлов и агрегатов. Но КВТС лицензию на год не дает. Спрашиваю заместителя генерального директора РСК "МиГ" Виктора Козлова, а какова мировая практика? По его словам, если, например, Конгресс США утвердил какую-либо межгосударственную сделку, дальше все идет автоматом, фирме-поставщику выдается своего рода карт-бланш, она вольна принимать в рамках этой сделки любые решения, минуя все бюрократические согласования. "А вы могли бы взять на себя все заботы о своих самолетах за рубежом?" - спрашиваю его. "Вполне, - отвечает он. - Мы связаны со всеми производителями комплектующих для наших самолетов, и нет никаких проблем заказать ту или иную деталь. Более того, на РСК "МиГ" выработана интегрированная система логистического обеспечения и обслуживания самолетов по состоянию".

     Похоже, Виктор Иванович прав. Невольно вспомнилась вырвавшаяся фраза главкома ВВС Малайзии: "Когда на американском "Хорнете" что-нибудь выходит из строя, мы говорим их представителю и через 24 часа деталь заменяется". Из деликатности генерал, радушно относящийся к россиянам, не упомянул про наши пиропатроны к катапультируемым сиденьям, но сравните: 24 часа и четыре месяца...

     Разговор с министром обороны Малайзии Разаком шел куда как труднее, хотя и он весьма лоялен к россиянам.

     Разак: В идеале мы хотели бы иметь дело с вами так же, как оно идет у нас с американцами. Деньги на обслуживание у нас есть, но выполняйте свои обязательства по обеспечению всем необходимым.

     Козлов: По условиям договора поставку запчастей обеспечивает "Рособоронэкспорт".

     Разак: Самолет ваш, вам и претензии. Вы разберитесь, наконец, в Москве, кто что должен делать, или мы будем думать, эксплуатировать ли дальше российские самолеты, хотя очень в этом заинтересованы.

     Надо признать, что мы заинтересованы ничуть не меньше. Сейчас речь идет о модернизации всего малайзийского парка до уровня МиГ-29 СМТ или "самолета поколения 4+".

     Мировой рынок действительно очень динамичен и не терпит проволочек. На авиавыставке в Лангкави европейская корпорация EADS представила... самолет МиГ-29 и свою технологию его модернизации и обслуживания, активно предлагая ее всем заинтересованным странам, а таковых в мире десятки с сотнями живых самолетов. По словам немецкого представителя Грегора Курселя, в ФРГ накоплен опыт эксплуатации МиГ-29, доставшихся в наследство от ГДР, и их оснащения под стандарты НАТО, зачем добром разбрасываться?

     И, пожалуй, самое удивительное: малайзийцы с некоторым чувством неловкости говорили о том, что ведь обо всех этих проблемах с поставками была речь с нашим Президентом во время его визита и он пообещал разобраться и исправить положение. Для них слово главы государства - непреложный закон, подлежащий немедленному исполнению. Наивные, они не знают наших порядков, прочно заложенных еще в те годы, когда мы дружно меняли самолеты и танки на бананы. А время, оно скоротечно, и всегда оказывается, что на раздумья, как быть дальше, отпущен только миг.