- Валентин Лаврентьевич, насколько я знаю, у вас в доме нет телевизора. Это протест против чего?
- Я выбросил телевизор давно, лет двенадцать назад, когда понял, что это вещь лишняя в моем доме и даже вредная. Последнее, что видел на экране, был американский фильм под названием "Геракл". Я досмотрел его до того места, где один древний грек говорил другому: "Ты наш эксклюзивный дистрибьютор". С тех пор телевизора для меня не существует.
Однако как профессиональный археолог я понимаю, что отделаться от "ящика" гораздо легче, чем от средств массовой информации. Объясню на примерах. В этом году в Новгороде во время раскопок мы нашли иконку ХIII века с изображением Василия Великого. И вот по телевидению выходит сюжет, который сопровождается комментарием: "Вы представляете себе невероятную ценность этого предмета: где-нибудь на антикварном рынке он стоит примерно десять тысяч долларов". Утром приходим на место раскопок, чтобы продолжить работу, а там как свинья носом прошлась. За одну только ночь "черные археологи" перекопали весь участок - тысячи долларов искали.
- В последнее время получило распространение мнение, что "черные археологи" - это те же археологи, только более расторопные и практичные. В качестве исторического подтверждения приводится пример знаменитого немецкого бизнесмена Шлимана, который, не дожидаясь, когда раскачаются кабинетные ученые, на свои деньги Трою откопал.
- Увы, который Трою... закопал. Он мимо нее "проехал". Стал рыть глубже и вошел в культурные слои, которые к Трое не имели никакого отношения. А потом свалил все найденное в одну кучу и выдал это за вещи, принадлежащие временам Трои. У него действительно были и есть последователи.
Я приведу пример современного варианта шлиманов, абсолютно возмутительный с точки зрения археолога. На границе Новгородской и Ленинградской областей есть сопка, которая называется Шум-гора. Это один из самых больших курганов российского северо-запада. Рядом с ним поселились два бизнесмена, так называемые "любители древности". Нашли на этой сопке камень, руническая надпись на котором, как они предположили (!), означает, что в кургане похоронен сам Рюрик. Средства массовой информации разразились аплодисментами в их адрес. А когда находку исследовали ученые, то оказалось, что камень заложили в 1915 году местные священники, полагая, что Шум-гора - это место захоронения язычников. Они решили его освятить и построить часовню. Но эту информацию СМИ обошли или посвятили ей несколько строк мелким шрифтом на задворках "сенсации". Теперь я представляю, сколько "любителей древности" побегут копать Шум-гору. Тем более прошел слух, что вместе с Рюриком было зарыто сорок бочек золота. Вот так откапываются современные "Трои".
- И все-таки разве современный бизнесмен не имеет права вложить свои деньги в раскопки из любви к отеческим гробам? Вот вы в начале девяностых вложили свою Демидовскую премию в новгородские раскопки. Другим, пусть не ученым, тоже хочется отрыть что-то историческое.
- Я знал, на что конкретно даю свои деньги. Новгород - Клондайк для археолога. Там где ни копни, либо монета, либо старинная печать, либо берестяная грамота. Правда, копать надо на пять метров вглубь, наверное поэтому древний город еще не растащен по антикварным салонам. Однако Новгород сейчас очень быстро застраивается. Наша профессиональная задача - работать на опережение: делать раскопки в местах, на которые покушается очередной застройщик.
Моя премия ушла на то, чтобы вскрыть определенные участки Новгородской земли, не дожидаясь, когда на это даст средства государство. Любой бизнесмен может дать деньги на подобные цели. Но заниматься раскопками должны только люди, которые профессионально к этому подготовлены. Потому что результат работы археолога - не наполнение витрин антикварных магазинов и запасников музеев какими-то находками. И не удовлетворение собственных амбиций. Нас интересует взаимосвязь между древними вещами в комплексе - предмет, время, место. Если из этого комплекса что-то выдернуть, то связь времен разрушается.
Вот характерный пример. В Средневековье на Руси официальные документы снабжались свинцовыми печатями. По ним можно было определить, кому этот документ принадлежит. Так как печати имели только представители высших государственных институтов, то, обладая ими, мы могли бы воссоздать всю историю государственных учреждений Древней Руси. Но именно за этими печатями особенно охотятся "черные археологи". Разумеется, они несут показывать свои находки специалистам. Потому что сами не способны определить ни время, ни то, кому принадлежала та или иная печать. А это им очень важно, чтобы назначить "правильную" цену. И вот они милостиво разрешают нам, ученым, сфотографировать печати, но при этом скрывают место находки. Нам приходится беспомощно разводить руками и писать под фотографиями: "Скорее всего, печать найдена в такой-то области, возможно, принадлежит такому-то захоронению". Из системы классификации эти находки уже выпадают.
Или, допустим, на месте какого-то древнего городища археологами найдены бусы, а монеты, которые тоже обычно встречаются в таких местах и могут датировать находку, украдены "черными археологами". Это все равно что человека ударить по голове, чтобы память отшибло, отобрать паспорт и обокрасть. Тогда он превращается в бомжа, который валяется по больничным койкам и кочует по ночлежкам. Так и вещи без "памяти", без "паспорта" - бомжи, которые валяются по антикварным лавкам и кочуют по частным коллекциям.
Поэтому я считаю, что "черная археология" - чистейшая уголовщина. По закону делать археологические раскопки можно исключительно по так называемому "открытому листу", который выдается профессиональному археологу. Но... Вы знаете, сколько, по приблизительным сведениям, разрушенных "черными археологами" памятников в России за один только год? Больше тысячи. Древности, отнятые ими у земли, уже никогда ничего не расскажут о нашей истории. Это "бомжи". Просто антикварный атрибут, мало что значащий для археолога. За это надо судить как за кражу.
- Но ведь археологи сами составляют карты предстоящих раскопок, которые свободно попадают в руки к современным шлиманам. Не так ли?
- Так, к сожалению и ужасу. В последние годы усилия Института археологии Академии наук были направлены на очень благое дело - составление археологических карт. Это делалось для того, чтобы иметь представление, какие пределы занимала та или иная древняя культура. И вот карты теперь оказываются пособием для "черных археологов". А мы, археологи, либо прибываем на места раскопок, когда там уже порылись, либо сами готовим плацдарм для наших антиподов. Бульдозерами аккуратно срезаем лишний пласт земли и - вот оно вожделенное место, куда одни приходят за пополнением человеческих знаний, а другие - за долларами. Как на ладони и никем не охраняется, не считая спящего сторожа.
"Черные археологи" приходят вооруженные до зубов - землеройными инструментами, современными приборами ночного видения, металлоискателями. Слава тебе, Господи, что они не до всего могут докопаться. Их металлоискатели, например, не определяют, где лежат берестяные грамоты. Это единственные источники, по которым мы еще можем воссоздать нашу историю до татаро-монгольского нашествия.
Так получилось, что от всего домонгольского времени, то есть до 30-х годов ХIII века, в распоряжении ученых оказались лишь духовные богослужебные книги, которые хранились в каменных церквях и монастырях, и летописи рубежа XIII - XIV веков. Наша задача теперь - пополнение письменных источников для того, чтобы залатать дыры в нашей истории. Уже найдено более тысячи берестяных грамот в пределах Новгородской земли. Из них 500 относятся к тому самому домонгольскому периоду.
Нынешним летом их стало на семнадцать больше. При помощи этих грамот можно ответить на многие вопросы. Что такое вечевой строй Новгорода, как он развивался, почему отличался от строя, который существовал в Киеве, других городах? Как жили, чем питались, во что одевались наши далекие предки?.. Письменные источники дополняются вещевыми находками. Но если они будут растаскиваться по антикварным рынкам, то мы навсегда потеряем целые страницы российской летописи.