Если перебрать в памяти авиационные происшествия последних лет, невольно возникает ощущение, что у нас чередуются катастрофы в демонстрационных полетах с гибелью воздушных судов, на борту которых находилась VIP-персона.
Вспомним: падение вертолета Ми-8 под Красноярском, которое наблюдали бывший губернатор края и один из министров, а вслед за этим - катастрофа военного самолета во время юбилейных торжеств в городе Остров Псковской области. Чуть позже происходит просто чудовищная трагедия под Львовом, когда при выполнении демонстрационного полета самолет обрушился на зрителей, лишив жизни около ста человек.
Пожалуй, еще больший общественный резонанс имели авиакатастрофы с участием VIP-пассажиров. В двух из них, случившихся в последние годы, погибли губернаторы Красноярского края и Сахалина со своими соратниками. Причем еще не завершился судебный процесс по первой трагедии, как происходит вторая.
Не обошли стороной такого рода ЧП и военную авиацию. Возникает закономерный вопрос: почему? Как мне кажется, очень важная причина этих трагедий чаще всего остается за рамками официального расследования, организуемого у нас по давно заведенному правилу: "Кто виноват, кого наказать..."
Возьмем как пример наиболее наглядный - в прямом и переносном смысле - демонстрационные полеты. А точнее - психофизиологические особенности их выполнения. Известно, что в аэрошоу участвуют лучшие из лучших пилоты. Они тщательно готовятся по специальной летной программе, демонстрируя на тренировках свое мастерство и превосходство. Но вот сделан завершающий аккорд, и летчик вместе с организаторами аэрошоу ждет показательного выступления. Все уверены, в том числе, конечно, и сам пилот, что он готов к этому событию.
К глубокому сожалению, все обстоит много сложнее. Ведь демонстрационный полет не имеет ничего общего с точки зрения психофизиологических особенностей его выполнения с тренировочными полетами. В показательном полете летчик испытывает совершенно другое психическое состояние, которое радикально меняет личностный смысл данного события, вносит принципиальные изменения в структуру деятельности, а иногда и в содержание.
Мотивированность на достижение максимальной зрелищности превалирует над загнанным глубоко в подсознание мотивом соблюдения мер безопасности. А если еще кто-то из организаторов аэрошоу подскажет или намекнет (и такое не раз бывало), что главное - не безопасность, а зрелищность, то предпосылки катастрофы - в психических механизмах регуляции деятельности пилота - уже заложены! Осталось только взлететь...
Самое тревожное, что когда ЧП случается, эта его причина даже не рассматривается. По средствам объективного контроля находят ошибку пилота, стирают со лба пот и объявляют летчика единственным виновником случившегося. И мало у кого возникает вопрос: почему лучший из лучших пилотов допустил "детскую" ошибку?
Чтобы остановить копирование катастроф в демонстрационных полетах, давно пора разработать и внедрить в систему подготовки к этим полетам психофизиологическое обеспечение. Пилот должен знать о происходящих (подчас без волевых усилий) изменениях его психики и сознательно поддерживать высокую мотивированность на соблюдение мер безопасности. А организаторам воздушных шоу следовало бы не провоцировать летчиков лестными эпитетами и намеками, а жестко инструктировать их перед вылетом, делая акцент на строгом соблюдении мер безопасности.
Теперь вернемся к ситуациям, когда на борту воздушного судна оказываются "очень важные персоны". Безусловно, этот вид полетов с психофизиологической точки зрения также имеет свои нюансы. С одной стороны, он содержит элемент показательного полета, ведь пилоту хочется блеснуть своим профессионализмом перед VIP-пассажиром. С другой - демонстрация летных качеств (пилота, экипажа и самого воздушного судна) происходит, как правило, по инициативе находящегося на борту важного лица. На первый взгляд это могут быть ненавязчивые просьбы, пожелания. Но что в результате происходит? Как ведет себя пилот, экипаж?
В девяти из десяти случаев эти просьбы выполняются!
И мотивы такого поведения легко объяснимы. Во-первых, пилот испытывает приятное чувство (чтобы не сказать - счастье), что известный на всю Россию (да что там Россию, на весь мир!) чиновник находится в его самолете (вертолете) и сейчас стоит (или сидит на правом месте) и просит его посодействовать решению какой-то задачи, требующей изменения маршрута или режима полета.
Во-вторых, пилот рад, что может, выполняя просьбу, показать себя как профессионала и (что для него не менее значимо) продемонстрировать свою лояльность к VIP-персоне. При этом далеко на второй план отходят заботы о мерах безопасности и строгом исполнении летных законов, которые, как известно, написаны кровью. В борьбе двух мотивов - услужить или обезопасить - верховенствует первый.
Но обвинять пилота (или экипаж) в таком результате психологической борьбы бессовестно со стороны тех, кто это делает. А делают это, когда ЧП случается, сплошь и рядом. И тем сильнее и жестче, чем меньше понимает в авиации тот или иной имярек и чем выше его должность в чиновничьей иерархии. В результате такого чиновничьего давления (в том числе) не вскрываются истинные причины подобных трагедий.
Возникает резонный вопрос: какие меры профилактики можно разработать при таком расследовании? Призывы улучшить, усилить, повторить и т. п. тут не помогут. Летчик погиб, а его коллеги, окажись они в подобной ситуации, встанут перед тем же выбором - услужить или соблюсти инструкцию...
Избежать (или хотя бы снизить вероятность) подобных исходов можно только при условии настойчивой и целенаправленной работы в двух направлениях. Во-первых, терпеливо и твердо объяснить чиновникам всех уровней, что любые попытки вмешательства в пилотирование со стороны постороннего человека (какой бы пост он ни занимал!) чреваты трагедиями.
Во-вторых, столь же твердо и непреклонно нужно готовить и инструктировать пилотов - в особенности тех, кто "приставлен" перевозить VIP-персон. Эти летчики и экипажи требуют дополнительной психофизиологической подготовки. Она им пригодится, чтобы при необходимости корректно разъяснить VIP-персоне возможные последствия его вмешательства в план полета, а в особых случаях - поможет устоять перед начальственным напором.
У пилота-профессионала, образно говоря, должен быть иммунитет ко всякого рода просьбам со стороны "особой важности пассажиров". И задача специалистов, в том числе тех, кто отвечает в авиации за безопасность, этот иммунитет укреплять и культивировать.
Об авторе
Козлов Валерий Владимирович - доктор медицинских наук, профессор. Ведущий специалист в области психофизиологии летного труда, эксперт по "человеческому фактору" в авиации - изучал эти аспекты в деятельности летчика и экипажа на самолетах МиГ-23, Су-17, Су-24, Ту-160, вертолетах Ми-24, Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ка-50. Участвовал в расследовании более 30 авиапроисшествий. Автор монографии "Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации" (2002 год) и свыше 200 научных и учебно-методических работ. Член Российского и Международного обществ расследователей авиационных происшествий.