Пока на постсоветском пространстве кандидатуры в президенты формируются старыми элитными группами, сохранившими определенные традиции, благодаря чему их кандидаты оказываются достаточно подготовленными к своей должности. А вот на региональном и муниципальном уровнях в той же России старая номенклатура уже не имеет силы выполнить подобную задачу, кандидаты формируются новыми структурами, и поэтому на выборные должности часто попадают явно неподготовленные или, мягко выражаясь, не очень достойные лица.
Наивное мнение, что процедура демократических выборов способна заменить институт подготовки кандидатов, потерпело крах. Считалось, что на замену советской партийной системе придет новая, многопартийная, и каждая партия предложит достойного кандидата. Но увы! Таких партий еще практически нет, они только зарождаются. Еще не скоро у нас появятся такие мощные партии, как в Европе или в США, которые практически любого среднего человека могут "раскрутить" до президента и взять на себя ответственность за его поведение.
Да, кандидатов надо тщательно готовить. В отличие от Ленина мы считаем, что не всякая кухарка способна управлять государством, - разве что в той же Америке, где на самом деле работает мощная политическая машина, а роль президента в управлении минимальна. В России же исторически сложилось так, что роль руководителя государства всегда была очень значительна, и она будет оставаться таковой, пока не сложится политическая и экономическая система, стабильно функционирующая независимо от того, какая личность формально возглавляет политическую структуру.
Как показывает история, в России наилучшее управление было тогда, когда наследников престола тщательно готовили к своей должности и когда происходила правильная передача власти (то есть не дворцовый переворот, не революция и т.п.). К сожалению, таких периодов было очень немного, и, может быть, именно поэтому мы до сих пор не вылезаем из перестроек и имеем малоэффективное государственное устройство. Сейчас, кстати, как раз один из положительных периодов в истории России, когда успешно реализуются согласованные институциональные и экономические преобразования.
Какова же все-таки роль демократического акта - всенародного голосования? Оно, несомненно, должно быть, даже если кандидат идеален. Ведь большинство голосов не только дает формальное право управлять государством. Согласие большинства необходимо для того, чтобы власть была стабильной и предсказуемой, а, следовательно, и эффективной. Это необычайно важно сейчас, когда отношения между новыми государствами на постсоветском пространстве только складываются. А от того, в каком состоянии они находятся, зависит устойчивость всей мировой системы.