Судя по сообщениям из "информированных европейских источников", США намереваются добиваться на конференции списания внешнего долга Ирака, который составляет 150 миллиардов долларов. Ирак должен России более 8 миллиардов долларов. Западноевропейские кредиторы Ирака высказываются против списания долга. "Берлин не просто ожидает возвращения своих денег, но он их обязательно получит", - заявил министр финансов ФРГ Ханс Айхель.
В работе мадридской конференции принимает участие российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Ю.В. Федотовым. Накануне конференции официальный представитель МИД России отметил, что в настоящее время "объявлять в Мадриде о своем донорском вкладе Россия не собирается". Наша страна высказывается за продолжение работы российских организаций в Ираке в таких приоритетных областях, как нефтедобыча, электроэнергетика, водоснабжение, ирригация и ряде других. "В случае подтверждения иракской стороной ранее подписанных соглашений российские компании выражают готовность инвестировать в крупномасштабные проекты в Ираке значительные финансовые ресурсы", - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства.
Ситуация складывается парадоксальная: вопреки позиции ООН и ее Совета Безопасности США и Великобритания развязали полгода назад войну против Ирака, свергли багдадский режим, уничтожили властные структуры, армию и полицию, разрушили экономику и оказались... у разбитого корыта. Иракцы не приняли оккупантов как своих освободителей. Теперь США предлагают всем миром собирать черепки этого "корыта"
Сколько будет стоить восстановление? По подсчетам Всемирного банка только на ближайшие четыре года потребуется 36 миллиардов долларов. Но это еще не все. Оккупационные власти требуют дополнительно 19 миллиардов долларов на обеспечение безопасности в стране и возобновление добычи нефти. Итого получается кругленькая сумма - 55 миллиардов долларов. Это плата за восстановление разрушенного в результате военных действий в Ираке.
По большому счету, восстанавливать Ирак должны те, кто его разрушал.
Правда, эксперты Всемирного банка пытаются переложить вину с больной головы на здоровую. "Нынешние потребности Ирака появились в результате двух десятилетий ничегонеделания, деградации инфраструктуры страны, социальных служб и окружающей среды". Всемирный банк как-то забывает военную операцию против Ирака "Буря в пустыне", которая нанесла огромный ущерб Ираку, а также долгие годы международной блокады этой страны с 24-миллионным населением. Единственное, что разрешили Багдаду, так это менять небольшое количество нефти на продовольствие. От блокады пострадали не багдадские правители, а простые иракцы, и без того жившие бедно. США сделали все возможное, чтобы помешать добыче иракского "черного золота", по запасам которого Ирак стоит на втором месте в мире.
Львиную долю донорской помощи предполагается истратить на восстановление инфраструктуры. Речь идет о 24 миллиардах долларов. На образование, здравоохранение и создание рабочих мест - семь миллиардов. На сельское хозяйство - вполовину меньше. Но вице-президент Всемирного банка, отвечающий за Средний Восток и Северную Африку, Кристиан Портман предупреждает: иракцам придется подождать результатов помощи два-три года. Раньше она не срабатывает. В Ираке эффект от помощи будет снижаться такими факторами, как отсутствие безопасности и иракских властных структур.
Компенсирует ли этот негатив предложенный иракским "министром" финансов проект "либерального открытия иракской экономики иностранным компаниям"? В этом "плане", составленном под диктовку США, иностранцам разрешается покупать иракские компании целиком и полностью во всех сферах экономики, за исключением добычи полезных ископаемых. "План" дает практически полную свободу действий в Ираке зарубежным банкам.
Пока соблазненных посулами "свободного рынка" в Ираке немного. Как это ни покажется странным, пример сдержанности подают сами США. Джордж Буш запросил конгресс выделить 20 млрд. долларов в виде помощи Ираку. Законодатели срезали эту сумму ровно вполовину и, самое главное, согласились предоставить деньги в виде кредита. А кредит в отличие от помощи, как известно, надо будет выплачивать, да еще с процентами. Американские законодатели посчитали, что выделять огромную финансовую помощь иностранному государству в канун года президентских выборов и в условиях огромного дефицита государственного бюджета США не с руки.
Если судить по сообщениям японских газет, то Токио мог бы выделить миллиард долларов, но японское правительство хранит стоическое молчание. Канада обещает не давать ничего до тех пор, пока не получит детального отчета о том, куда подевались ее 148 миллионов долларов, которые она предоставила в мае Ираку на "гуманитарные цели". Молчат, словно набрав в рот воды, арабские государства.
Если и будет вклад Европы в восстановление Ирака, то весьма скромный. "Европа не торопится попасть в число спонсоров", - пишет французская газета "Монд". Исключение составляет лишь Великобритания.
За неделю до начала встречи в Мадриде министры иностранных дел Европейского союза встречались в Брюсселе. По предложению Европейской комиссии, которую называют еще "европейским правительством", они утвердили на 2004 год всю помощь ЕС Ираку в размере 200 млн. евро. Речь идет о помощи на двусторонней основе. О ее размере каждое государство - член ЕС сообщит на Мадридской встрече. Только Великобритания назвала цифры: в 2003-2004 годах она выделит Ираку 375 млн. евро. Главы дипломатических ведомств стран ЕС расценили это решение Лондона как "проявление солидарности с Вашингтоном". Министры обставили участие стран ЕС в восстановлении Ирака рядом оговорок: созданием соответствующих условий безопасности, жизненно важной ролью ООН, "реалистическим календарем" перехода политической ответственности к иракскому народу, созданием многонационального и прозрачного фонда для сбора пожертвований международного сообщества.
Любопытно, что даже сторонники военных действий и оккупации Ирака - Италия и Испания - проявили завидную сдержанность, как только дело коснулось финансового вклада. Итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини сообщил своим коллегам, что его страна, ныне председательствующая в ЕС, и без того уже несет серьезные расходы в Ираке, оплачивая из государственного бюджета присутствие там 3 тысяч итальянских военнослужащих. Мардид мог бы выделить от 200 до 300 млн. евро на восстановление разрушенной войной иракской экономики. Поляки, получившие в Ираке от американцев "зону оккупации", обещают выделить "несколько миллионов злотых" (четыре злотых составляют один евро). Французский министр иностранных дел Доминик де Вильпен предупредил, что его страна не намерена тратиться на создание иракской армии и полиции. Глава немецкого МИДа Йошка Фишер сослался на "финансовые трудности", которые переживает Германия, и ничего не пообещал. Малые страны тоже не собираются раскошеливаться. Финляндия обещает пять миллионов евро, а Швеция предупредила, что ничего не даст, пока не будет четко определена роль ООН в Ираке и не создана независимая структура, которая будет следить за восстановлением Ирака.
Вообще-то, по большому счету, восстановить Ирак должны те, кто его разрушил. В этом плане одобренная Советом Безопасности ООН американская резолюция мало что меняет. Она лишь задним числом позволяет тем государствам, которые захотят разделить с американцами и британцами роль оккупантов, послать в Ирак свои войска. Некоторые европейские страны уже заявили, что этого они не сделают. Нетрудно предположить, что главным тормозом и помехой на пути восстановления Ирака будет присутствие там даже под флагом ООН оккупационных войск. Иракцы с ними не смирятся. Не случайно представительство ООН в Багдаде уже подвергалось нападению. Главным условием восстановления своей страны иракцы ставят вывод иностранных войск, передачу им политической власти и восстановление суверенитета Ирака. Надо полагать, что независимый Ирак будет сотрудничать с международным сообществом на равноправной основе. Какие формы примет это сотрудничество и сколько денег потребуется на восстановление и развитие страны - решать самим иракцам.