- Валерий Павлинович! Когда меняется власть в Кремле, Президент страны передает преемнику ядерный чемоданчик. А как происходит передача власти на Тверской, 13?
- Очень буднично. На основании Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" Юрий Михайлович издал указ, которым возложил обязанности мэра на меня. И все. Я буду сидеть в том же кресле, в том же кабинете. Если учесть, что в течение года я то и дело остаюсь за мэра - во время его командировок и отпуска, то это обычная ситуация. Чем незаметнее произойдет смена власти в столице, тем лучше для всего города.
- И все же какие у вас сейчас самые главные задачи?
- Те же, что и вчера, позавчера... Но прежде всего, конечно, обеспечение жизнедеятельности города в зимних условиях. Снег выпал рано, и сразу немало.
- Тепло в квартиры москвичей дали еще в сентябре. Но можете ли вы сказать, что теплые батареи и горячую воду сейчас имеют все горожане?
- В таком большом городе, конечно же, случаются аварии. Но в том, что ни один из 36 тысяч домов не отключен на длительное время, я уверен. Подготовлено и дорожное хозяйство. Техника, запасы антигололедных реагентов. Но окончательную оценку нашей работе поставят морозы.
- Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс недавно пообещал, что энергетики скоро начнут снижать цены на электроэнергию. Просветите, как председатель Московской региональной энергетической комиссии, неужели дожили и до такого?
- Как раз в эти дни наша комиссия по инициативе "Мосэнерго" занимается регулированием тарифов. Увы! Как всегда, в сторону роста. С 1 января 2004 года энергетики предложили поднять их на 30 процентов. Это противоречит постановлению Правительства РФ, в соответствии с которым цены на электроэнергию можно увеличивать максимум на 13, а на тепло - на 21 процент, причем лишь раз в год. Мы были вынуждены обратить на это внимание. "Ну хорошо, - согласились в "Мосэнерго", - давайте тогда поднимать на предельную величину". Комиссия затребовала обосновать необходимость такого роста. На согласование и принятие окончательного решения по закону есть месяц. Определенно могу сказать одно - о снижении речи даже не было.
- И все-таки недавно между РАО ЕЭС и правительством Москвы было подписано соглашение, прозванное журналистами "пактом Лужкова - Чубайса". Похоже, что на смену многолетней конфронтации между двумя политиками все-таки приходит взаимопонимание?
- В этом документе нет места политике. Оно касается чисто хозяйственного, очень важного для столицы вопроса. Поэтому обе стороны сделали все, чтобы решить его на взаимовыгодной основе.
- В чем суть соглашения?
- Как известно, Госдума РФ и Совет Федерации приняли законы о реформировании энергетики в 2004-2006 годах. Они подписаны и Президентом. Следовательно, уже сейчас нам нужно позаботиться о том, чтобы, когда этот процесс начнется, не допустить ошибок первой приватизации, в ходе которой Москва получила всего в АО "Мосэнерго" 2,9 акции. Из-за такой дикой ситуации в городе порой остаются без тепла и света роддома, школы, больницы. У городских же властей нет никаких рычагов влияния на управляющую компанию. Хоть кричи, хоть шуми - никакого толку от этого нет. Поэтому сейчас мы ставим вопрос иначе. Когда АО "Мосэнерго" начнет дробиться, Москва должна получить контрольный пакет акций компании, которая будет заниматься сетями. Подчеркиваю: нас не интересует производство электроэнергии. Этот товар мы купим всегда, как покупаем сейчас другие ресурсы. Почему, например, у нас совершенно не болит голова о том, где добывают нефть и газ? Платим деньги - и получаем их по трубопроводам. Найдется немало охотников в мгновение ока присласть в столицу и электроэнергию. Лишь бы была возможность вовремя без потерь ее подать. Поэтому мы и говорим: столице нужны сети. Расчеты показывают, что в компании, которая будет ими заниматься, город может получить 56 процентов акций, причем безо всяких финансовых затрат. Мы встретились с Анатолием Чубайсом. Была создана рабочая группа, в которую от РАО ЕС вошел Леонид Меломед, а от Москвы - я. В итоге достигли договоренности, в соответствии с которой каждый получил то, что хотел.
- Правительство Москвы категорически выступало против отмены налога с продаж. Тем не менее это случилось. Как это скажется на социальных программах для москвичей?
- Город в результате такого решения потерял 25,7 миллиарда рублей. И все же на "социалке" это никак не отразится. Пенсионеры как получали, так и будут получать городские добавки к пенсиям, бюджетники - к зарплатам, льготники - бесплатные лекарства, список которых у нас самый большой в стране. При планируемом росте инфляции на 11 процентов расходы на социальные программы в проекте бюджета будущего года планируется увеличить на 21 процент. Как и обычно, их доля составит примерно 40 процентов.
- Откуда же возьмутся деньги, чтобы заштопать образовавшуюся в бюджете дырку?
- С Минфином РФ мы ведем сейчас детальную проработку того, как компенсировать понесенные потери. Пока найдены источники восполнения 12 миллиардов рублей. Поэтому городской бюджет сверстан с дефицитом. По сложившейся практике он будет ликвидирован сначала с помощью заимствований. Ну а в процессе работы будем стараться как можно больше получить доходов. Известно: чем эффективнее работают предприятия, увеличивается объем производства и услуг, тем больше в городскую казну поступает налогов. Чем выше у людей зарплата,тем больше подоходный налог с нее. Так что, как ни посмотри, городу выгодно хорошо работать.
- Какого роста производства столица намерена добиться в новом году?
- Для промышленности в проекте бюджета пока значится 7 процентов. В текущем планировалось столько же, а реально уже имеем прибавку на 18 процентов.
- Компенсировало ли Правительство РФ Москве ликвидацию территориального дорожного фонда, как обещало?
- Нет. Столица недополучила примерно 30 процентов средств. Если в прошлом году на строительство и реконструкцию дорог тратилось порядка 37 миллиардов рублей, то в этом есть не более 25 миллиардов рублей.
- Поневоле позавидуешь Пекину, который в будущем году запланировал потратить на борьбу с пробками миллиард долларов! На что же надеяться москвичам, имея, по сравнению с китайцами, столь ничтожную сумму?
- Надо не стонать, а дело делать. Вспомним, как задыхалась от автомобильного смога Япония, бывшая еще в 1974 году на грани остановки всего движения. Даже при ее мощи и возможностях потребовалось два десятилетия, чтобы в корне изменить ситуацию. Вот и нам надо сделать все для того, чтобы добиваться изменения положения на дорогах в той же геометрической прогрессии, в какой у нас выросло число автомобилей. Строить Четвертое транспортное кольцо, пятое... Мы же вместо этого еще только достраиваем Третье кольцо. Лет пять потеряли из-за того, что кое-кто готов был лечь костьми, доказывая, что его вообще нельзя прокладывать, так как, дескать, оно разрежет город по живому. Представьте себе, что власти прислушались бы к этой точке зрения и Третьего транспортного кольца сейчас не было! Лично я даже представить не могу этого.
- В общем, вы считаете, что москвичи прежде всего должны рассчитывать на себя?
- А на кого же еще? Причем не только в строительстве. Я хотел бы через вашу газету обратиться к автомобилистам: посмотрите хоть раз со стороны, как мы ездим. Ни в одной стране мира такого не увидишь: все передвигаются в левом ряду. Даже те, что еле-еле тащатся. Вокруг такого горе-водителя все нервничают, сигналят, а ему хоть бы что, будто и не слышит. Хотя два правых ряда на том же Третьем транспортном кольце чаще всего свободны. Никто никому не хочет уступать. В итоге самое маленькое ЧП на перекрестке оборачивается столпотворением машин, с которым ничего не может сделать самый опытный регулировщик.
- Валерий Павлинович! Объясните, пожалуйста, кто в Москве объявил очередной поход против мелкорозничной торговли? Или милиции больше нечем заняться, кроме как гонять лотошников? Цель наступления - загнать москвичей в супермаркеты с их ценами для новых русских?
- Мы боролись и будем бороться не с мелкорозничной, а с несанкционированной торговлей и с теми, кто, выбирая ее, не платит никаких сборов, обворовывая таким образом город. А главное, не гарантирует качества своей продукции. Как показывают проверки, в районе станций метро - 70 процентов именно таких торговцев. Может быть, поэтому в городе не снижается количество острых кишечных заболеваний? Один санитарный врач мне очень убедительно объяснил, например, чем отличаются съедобные грибы от несъедобных. Несъедобные тоже едят, но только один раз. Стоит ли рисковать жизнью в погоне за такой дешевизной? Тем более что в Москве день ото дня растет сеть нормальных магазинов, рассчитанных на все слои населения. Одних магазинов-дискаунтов, продающих товары со скидками, 300. Правительство Москвы оказывает им помощь, предоставляя по низким ценам помещения в аренду, льготами на коммунальные платежи.
- Но под общую гребенку с недобросовестными торговцами милиция гоняет и московских старушек, продающих с садовых участков цветы, укроп, петрушку. Для них это хоть небольшая, но прибавка к пенсии. Да и горожанам радость - платить не по сотне за голландскую розу, а по 30-40 рублей за букет астр, ромашек, хризантем. Почему же не находится места и для такой торговли? Да не где-нибудь, у черта на куличках, как иногда предлагают префектуры, а в переходах станций метро и в других оживленных местах, рядом с киосками, палатками и так далее?
- Если такая проблема существует, мы ее обязательно решим.
- Валерий Павлинович! Вы дважды участвовали в избирательных кампаниях в одной связке с Юрием Лужковым. В этом году суд оспорил выборность должности вице-мэра и вот впервые мэр пошел на выборы в одиночку...
- Пост вице-мэра никогда не был самостоятельным. Новизна нынешней ситуации состоит лишь в том, что раньше человека на эту должность мэр выбирал до выборов, а по новому закону - назовет после выборов. Я свою должность за шесть лет работы ни разу не уронил. А потому верю, что и после 7 декабря ее предложат именно мне.